В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти примирительные процедуры использовались в первой половине 2025 года только в двух делах, а за весь минувший год — по четырём делам, гласит исследование портала Право.ру.
В АС Петербурга и Ленобласти существует комната примирения, где работает дежурный медиатор.
Медиация — это способ решения споров, основанный на добровольном взаимодействии сторон при содействии нейтрального посредника — медиатора.
Как выяснилось, чаще всего медиацию в спорах применяют в семейных спорах (77%). На втором месте — договорные споры (56%), на третьем и четвёртом местах — наследственные (37%) и корпоративные (36%) соответственно.
Успешным примером медиации может служить корпоративный спор между совладельцами петербургского ООО "Вест–инжиниринг" Егором Шведовым (44%) и Алексеем Мельниковым (26%). Компания, занимающаяся производством электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, заработала в 2024 году 6,9 млрд рублей, показав чистую прибыль 196,5 млн, указано в сервисе "Контур.Фокус". Добавим, что на ПМЭФ–2023 "Вест–инжиниринг" подписал соглашение с правительством Ленобласти о строительстве завода с объёмом инвестиций 3 млрд рублей.
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти Шведов просил об исключении из участников компании Мельникова и взыскании с него 106,3 млн рублей убытков. Иск был зарегистрирован 17 февраля этого года, а уже 17 мая суд утвердил мировое соглашение между сторонами, заключить которое помогла именно медиация. На практике подобные корпоративные споры могут не только тянуться годами, но и прирастать другими спорами.
Медиация — платная услуга. Бесплатно в суде можно получить только консультацию о том, подлежит ли этот спор медиации. Если же спор подлежит медиации, то тут могут применяться разные модели оплаты — например, фиксированная почасовая (от 3–5 тыс. рублей за час) или организационный сбор (10–50 тыс. рублей) и гонорар успеха (1–10% от суммы спора).
Медиаторы сегодня присутствуют практически во всех арбитражных судах субъектов. Однако, по мнению медиаторов, баннерная слепота фактически сводит до нуля полезность этих инструментов. По словам одного из медиаторов, юрист, представитель одной из компаний, даже закричал на медиатора: "Вы меня сейчас куска хлеба лишаете!" До рукопашной схватки, к счастью, не дошло.
Подробнее о медиации, а также о мнениях адвокатов по поводу роста её популярности в судебных процессах читайте на сайте dp.ru в материале.

