Медиация, введённая законодателем в 2010 году, представляет собой переговоры между сторонами конфликта, в которых участвует независимый посредник. Его независимость гарантируется законом об этой процедуре. И если медиатор работал с кем–то из участников, например как судебный представитель или внешний консультант, то он обязан эту информацию сообщить.
Как правило, стороны сами ведут поиск медиатора, ориентируясь на сайты организаций, оказывающих эту услугу, на рекомендации коллег, партнёров по бизнесу и т.д.
Если стороны уже в суде, то на медиацию отводится 60 дней, а если в досудебном порядке — то 180. Итогом может стать медиативное соглашение, на основе которого суд утверждает мировое соглашение. При этом его условия могут содержаться в отдельном документе, который не будет опубликован.
Это может быть и отзыв иска. Или же стороны в досудебном порядке заключают медиативное соглашение и утверждают его в нотариате. Тогда документ приобретает силу исполнительного листа и, соответственно, освобождает стороны от похода в суд на случай неисполнения этого соглашения.
Под покровом тайны
Сама процедура, как и её результат, конфиденциальна. Поэтому точной цифры числа медиаций нет. Косвенно об её размерах можно судить по официальным данным. За январь–июнь этого года медиация применялась в судах общей юрисдикции Петербурга (СОЮ) по 13 делам, за весь 2024 год таких дел было 29.
В основном в СОЮ эта процедура применяется по семейным и жилищным спорам. Такие данные по запросу "ДП" предоставила глава объединённой пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева.
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти примирительные процедуры, в том числе с участием медиатора, использовались в первой половине 2025 года только в двух делах, а за весь минувший год — по четырём делам.
Портал Право.ру провёл в этом году собственное исследование применения медиации в спорах. На первом месте — семейные споры (77%), на втором — договорные споры (56%), на третьем и четвёртом местах — наследственные (37%) и корпоративные (36%) соответственно.
Успешным примером медиации может служить корпоративный спор между совладельцами петербургского ООО "Вест–инжиниринг" Егором Шведовым (44%) и Алексеем Мельниковым (26%). Компания, занимающаяся производством электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, заработала в 2024 году 6,9 млрд рублей, показав чистую прибыль 196,5 млн, указано в сервисе "Контур.Фокус". Добавим, что на ПМЭФ–2023 "Вест–инжиниринг" подписал соглашение с правительством Ленобласти о строительстве завода с объёмом инвестиций 3 млрд рублей.
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти Шведов просил об исключении из участников компании Мельникова и взыскании с него 106,3 млн рублей убытков. Иск был зарегистрирован 17 февраля этого года, а уже 17 мая суд утвердил мировое соглашение между сторонами, заключить которое помогла именно медиация. На практике подобные корпоративные споры могут не только тянуться годами, но и прирастать другими спорами.
Пересечение интересов
Сегодня в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти существует комната примирения, где работает дежурный медиатор. Информация об этом, как и о самой процедуре, представлена в холле суда на стендах и на сайте суда.
Однако, по мнению медиаторов, баннерная слепота фактически сводит до нуля полезность этих инструментов. И было бы хорошо, если бы судьи своим распоряжением предлагали участникам спора обращаться к медиации. Это может быть эффективнее любой рекламы.
Так, предложение о медиации от кого–либо из участников судебного процесса может быть воспринято остальными как слабость его позиции. Но медиация может быть выгодна всем: суды разгрузятся, а стороны договорятся и сохранят партнёрские отношения, найдя взаимовыгодное решение.
Впрочем, дежурных медиаторов можно встретить и в коридорах суда. Они обращаются к участникам процессов, рассказывая об этой процедуре. Правда, не всегда получают адекватный ответ. По словам одного из медиаторов, юрист, представитель одной из компаний, даже закричал на медиатора: "Вы меня сейчас куска хлеба лишаете!" До рукопашной схватки, к счастью, не дошло.
Сколько стоит медиация
Медиаторы сегодня присутствуют практически во всех арбитражных судах субъектов. Медиация — платная услуга. Бесплатно в суде можно получить только консультацию о том, подлежит ли этот спор медиации. Например, подчас накал страстей велик настолько, что специалисту ясно: процедура медиации здесь неприменима.
Если же спор подлежит медиации, то тут могут применяться разные модели оплаты — например, фиксированная почасовая или организационный сбор и гонорар успеха.
В первом случае разброс велик: он составляет от 3–5 тыс. рублей за час (при этом сессия длится минимум 3 часа) до 100 тыс. рублей. Организационный сбор в бизнес–конфликтах может колебаться в пределах 10–50 тыс. рублей с каждого участника спора, а гонорар успеха — 1–10% от суммы спора.
“
Медиация — это не массовая история, взрывного роста не будет. И её насильное навязывание может встретить сопротивление и дать обратный эффект. Во–первых, могут быть аргументы о том, что обязательность медиации препятствует доступу к правосудию. А во–вторых, хороший инструмент урегулирования споров превратится в профанацию.

Наталья Павлова
координатор деятельности медиаторов при Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, руководитель Центра урегулирования конфликтов и медиации АНО ВО "Университет при межпарламентской ассамблее ЕврАзЭс"
“
В ближайшие годы интерес бизнеса к медиации будет только усиливаться. Эта тенденция связана с растущим пониманием, что в условиях турбулентности классический судебный процесс слишком разрушителен для долгосрочных партнёрских отношений. Всё больше компаний будут закладывать медиацию в корпоративные стандарты и договоры как превентивную меру. Этот рост будет подпитываться успешными кейсами, формируя новую культуру разрешения споров, где приоритетом является не формальная правовая победа, а устойчивое развитие бизнеса.

Ирина Прохоренкова
президент петербургской коллегии адвокатов "Династия"
“
Развитию медиации мешает малоизвестность самой процедуры, относительно широко в публичном пространстве о ней стали говорить только в последнее время. К тому же в обществе к сегодняшнему дню сложился стереотип, привычный и понятный всем: есть разногласия или конфликт — значит, идём в суд. Не понимая преимуществ медиации, опасаясь, что желаемый результат не будет достигнут, бизнес не готов платить за процедуру. И если всё равно потом придётся обращаться в суд, то зачем тратиться на медиацию? Примерно так рассуждают предприниматели.

Надежда Пешкова
партнёр адвокатского бюро "Илья Титов и партнёры", медиатор
“
Интерес к медиации растёт, но неравномерно и пока остаётся ниже потенциала этой процедуры. Резкий рост госпошлин при подаче исковых требований стал мощным катализатором. Компании, особенно в сфере среднего и малого бизнеса, стали более вдумчиво относиться к судебным расходам и активно искать альтернативы. Это заставляет думать о компромиссе уже на ранних стадиях. Несмотря на рост интереса, процедура медиации всё ещё находится в стадии становления. Это обусловлено в первую очередь тем, что продолжает существовать недоверие к другой стороне спора, которое возможно преодолеть только через прямой диалог и выстраивание доверительных отношений с контрагентом.

Светлана Гузь
управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business
Досье:
Судебные споры и медиация
– 1,82 млн дел рассмотрено арбитражными судами России в 2024 году.
– 14 дел урегулировано путём медиации.
– 29,27 млн гражданских дел рассмотрено судами общей юрисдикции России в 2024 году.
– 1,087 тыс. дел урегулировано путём медиации.
Источник: Судебный департамент при Верховном суде РФ

