В Госдуму внесён законопроект, ограничивающий долю товаров собственных торговых марок (СТМ) в ассортименте торговых сетей до 25%. Ранее с похожим предложением выступал "Руспродсоюз".
Если инициативу примут, она может вступить в силу с 1 сентября 2026 года. Сейчас в торговых сетях действительно растёт доля СТМ во всех товарных категориях. По оценкам экспертов, в среднем она составляет от 20 до 40%.
Аналитик ФГ "Финам" Магомед Магомедов отмечает, что доля СТМ в российских сетях существенно зависит от формата магазина. Как правило, чем более бюджетным является формат, тем выше доля СТМ: в "мягких" дискаунтерах вроде "Пятёрочки", "Магнита" и "Дикси" она сейчас близка к 20%, а в "жёстких" дискаунтерах, например "Чижике", — около 50% и выше.
Независимый эксперт Александр Анфиногенов считает, что в целом такой закон нужен. Но прежде нужно разобраться со стандартами в пищевой индустрии, "дотянуть" их до среднеевропейских и только тогда переходить к регламенту доли СТМ.
"На мой взгляд, СТМ должны быть под торговой маркой сети и только в среднем и высоком ценовых сегментах, причём доля в категории не должна быть больше 7%", — считает эксперт.
Для сетей, концепция которых строится на большой доле СТМ ("ВкусВилл", "Глобус" и пр.), нужны будут уточняющие правила.
“
"Это ещё раз подчёркивает спорность предлагаемого регулирования: оно не учитывает разнообразие бизнес–моделей и фактически может заблокировать деятельность отдельных сетей, — указывает Магомед Магомедов. — В текущих экономических условиях, когда и бизнес, и потребители сталкиваются с инфляционным давлением, именно СТМ позволяют покупателям экономить за счёт более низкой цены при сохранении качества, а производителям — реализовывать более маржинальную продукцию".
По мнению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, никакой пользы предлагаемый законопроект не несёт ни ретейлерам, ни производителям, ни конечному потребителю.
“
"Эти ограничения можно будет при необходимости обойти. На рынке есть частные, эксклюзивные торговые марки, которые не являются СТМ, но по факту делаются для одной конкретной торговой сети. Таких примеров очень много. Или, например, в пояснительной записке упоминается сеть “ВкусВилл”, бизнес–модель которой изначально заточена только на СТМ. Но там есть небольшой процент товаров сторонних поставщиков. И это, как правило, крупные корпорации, которые защищать ни от кого не надо. Это вызывает вопросы к уровню подготовки людей, которые вносили законодательную инициативу", — говорит Лачугин.
Он полагает, что в нынешнем виде законопроект принят не будет. Куда более пристальное внимание стоит обратить на другой обсуждающийся законопроект, подразумеващий запрет приготовления и фасовки кулинарной продукции в магазинах.

