На российском рынке видеоигр стабильно лидируют соревновательные жанры — шутеры и MOBA–игры. Эти проекты удерживают крупнейшую аудиторию и формируют ядро ПК–гейминга. На втором месте — action–RPG. В целом российские игроки тяготеют к кооперативной игре, свободе действий и контенту, создаваемому ими самими.
“
"Отдельного внимания заслуживает новый тренд — friendslop–игры, лёгкие кооперативные проекты “для компании”, где ценится не сложность механик, а весёлое совместное взаимодействие. Lethal Company, R. E. P. O. и Peak стали мировыми символами этого жанра, а в России подобные форматы быстро набирают аудиторию благодаря вирусности и удобству для стримов", — отмечает руководитель программы "Менеджмент игровых проектов" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин.
Удачный пример
В Steam большинство успешных новинок от российских разработчиков лета–осени 2025 года вышло под лейблом издательства Polden Publishing, которое как раз делает ставку на кооперативные игры.
Геймдев–студия Project Zima, основанная в феврале 2021 года в Петербурге, выпустила симулятор Bus Flipper: Renovator Simulator. Как рассказал в своём telegram–канале сооснователь издательства Polden Publishing Кирилл Орешкин, буквально за 6 дней продажи составляли уже 14 тыс. копий. Игра меньше чем за неделю принесла $130 тыс. Одна из самых свежих игр вышла 20 октября 2025 года и за 7 дней также смогла полностью окупить себя. Это Lessaria: Fantasy Kingdom Sim от краснодарских разработчиков Rockbee Team. За неделю с момента релиза игра поднялась в топ–200 по продажам и продаётся стабильно по 2–3 тыс. копий ежедневно.

Скриншот из симулятора Bus Flipper: Renovator Simulator
По предварительным оценкам Кирилла Орешкина, общий заработок у игры за 3 года будет в районе $3 млн. Однако большое количество негативных отзывов явно повлияли на рейтинг и продажи. По версии игроков, проект требует доработки и некоторых исправлений.
Успешным релизом также можно назвать Static Dread: The Lighthouse — симулятор смотрителя маяка, при создании которого разработчики из студии Solarsuit.games вдохновлялись историями Говарда Лавкрафта. Игра вышла в Steam 6 августа 2025 года и в короткий срок окупилась. По словам Кирилла Орешкина, к 21 августа доход игры составил уже $143,5 тыс. при проданных свыше 20 тыс. копий.
Ранее Орешкин писал, что производственный бюджет Static Dread равняется примерно $70 тыс. Главными рынками для неё стали СШA (29%), Россия (22%) и Казахстан (8%).
Расслабляющая 3D–стратегия про железную дорогу Train Valley Origins вышла 12 июня 2025 года, и за 2 месяца игра принесла почти $40 тыс. Однако дальнейшая судьба проекта сложилась менее удачно. Сейчас, когда нет скидки, продаётся всего по четыре–пять копий в день.
“
"К сожалению, игра не пошла совсем. Аудитория франшизы ожидала более сложную игру, а новой аудитории просто неинтересны такие пазлы про поезда. И тема пазлов падает, и тема поездов не растёт", — оценил результаты Кирилл Орешкин.
С опережающим успехом
В жанре кооперативной игры также была удачно проанонсирована Metacraft: Arena от петербургского разработчика Solar Pixel.
СЕО Solar Pixel Денис Гончаров подтверждает, что последние несколько лет наблюдается стабильный и значительный рост популярности именно кооперативных и онлайн–игр. Игроки всё больше ценят социальный опыт — возможность разделить впечатления с друзьями. Такие жанры, как extraction shooters, survival и friendslop, находятся на пике спроса. Поэтому командный шутер студии игроки встретили с бурным интересом.
Отклик на анонс, и особенно на трейлер на IGN, превзошёл все ожидания студии. Это подтверждается позитивной динамикой по вишлистам. Игроки проявляют живой интерес к пиксельной стилистике и экшен–геймплею от первого лица в рамках ММО–мира.
По словам Дениса Гончарова, изначально открытое тестирование было запланировано на ноябрь, но его получилось провести раньше — в октябре. Сейчас студия активно трудится над доработкой игры и готовится к следующему, более масштабному открытому альфа–тесту, который запланирован на декабрь.
“
"Что касается финансовых ожиданий, наша игра будет распространяться по модели free–to–play, что, как мы считаем, является оптимальным для онлайн–экшена. Уже сейчас мы наблюдаем стабильный рост количества добавлений в списки желаемого на Steam, что формирует для нас хороший задел перед релизом. Мы уверены, что этот фактор, в сочетании с качественным продуктом и внимательным отношением к комьюнити, позволит проекту добиться стабильного финансового успеха и высоких пользовательских оценок", — рассказал Денис Гончаров "ДП".
Ранний доступ
По данным платформы VK Play, в ходе фестиваля "Демофест 2.0", прошедшего с 26 августа по 7 сентября, геймеры смогли получить доступ более чем к 200 демоверсиям игр российских разработчиков.
Среди самых популярных жанров оказались ролевые, шутеры, экшены, приключения / выживания, симуляторы и хорроры. За 13 дней лендинг онлайн–мероприятия посетили более 400 тыс. раз. Участники наиграли в демоверсии более 35 тыс. часов. Активность проявили и стримеры: 406 трансляций по играм фестиваля привлекли 23,8 тыс. уникальных зрителей.
По итогам "Демофеста 2.0" наибольшую популярность среди проанонсированных игр получила приключенческая игра про вечную мерзлоту Frozen Ship в жанрах "выживание", "строительство" и "стратегии".
Также пользователей заинтересовала сюжетно ориентированная игра в жанре RPG про Средневековье и пришельцев — Eclipse 2: Invasion of Darkness. Инди–симулятор капитана дирижабля "Нефелия: Сквозь облака" и хоррор с элементами шутера "Аспис" про альтернативную реальность СССР также попали в рейтинг самых заметных проектов фестиваля.
Также в VK Play от питерских разработчиков вышел ранний доступ симулятора фермы с заботой о динозаврах Dino Farm. Как объяснил основатель проекта Константин Кондюков, полный релиз планируется в IV квартале 2026 года.
“
"Сейчас продажи идут, но мы больше надеемся на релиз. Ранний доступ служит целью показать инвесторам, что есть спрос на игру. Нашу игру встретили тепло, пользователи просят ещё больше контента и механик. Средняя оценка в VK Play — 9/10", — рассказывает он.
В целом, как уточняет Вячеслав Уточкин, около 60% взрослых россиян сегодня играют в видеоигры. Из них почти половина (48%) предпочитают ПК или ноутбук как основную платформу. Это позволяет оценивать активную аудиторию компьютерных игр в России в десятки миллионов человек.
По оценке Strategy Partners и SteamDB, российские игроки составляют около 9,7% всех аккаунтов Steam. Это подтверждает, что Россия входит в мировую пятёрку крупнейших регионов по числу пользователей ПК–игр.

