00:1118 октября 202500:11
167просмотров
00:1118 октября 2025
Оборот компаний, занимающихся производством одежды в Петербурге, за 8 месяцев 2025 года составил 34,7 млрд рублей, что на 55,7% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Такие данные приводит Петростат. В Ленинградской области, напротив, сумма выросла почти в 4,5 раза, хотя и осталась довольно скромной в натуральном выражении — 7,4 млрд.
Разрыв выглядит впечатляющим и особенно виден на фоне общей динамики промышленности: индекс промышленного производства в Петербурге за январь–август составил 105,4%, то есть в целом промышленность растёт, а швейный сектор при этом остался в минусе. В Ленинградской области всё строго наоборот: ИПП — 97,2%, но швейные цеха, похоже, загружены на полную.
Производство уходит за КАД
Профессор Санкт–Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко объясняет: разница между городом и областью не случайность, а следствие специализации.
“
"В Ленинградской области отшивается большой объём продукции в интересах министерства обороны. А то, что выпускается в Петербурге, — в основном гражданская продукция, на которую сейчас спрос просел. Поэтому мы видим структурные сдвиги и перераспределение заказов между городом и областью", — говорит она.
По её мнению, развитие производства в области оказывается более выгодным: ниже аренда, дешевле земля, проще условия.

“
"Губернатору Дрозденко и его команде действительно стоит отдать должное — они создали благоприятный инвестиционный климат. Там инвестиционный стандарт работает на 100%", — добавляет Елена Ткаченко.
Впрочем, подобная динамика не обязательно отрицательно скажется на дальнейшем развитии, так как Петербург претендует на то, чтобы стать столицей креативной экономики, которой сейчас уделяется особое внимание на федеральном уровне.
“
"У нас останется креативный кластер лёгких индустрий — дизайн, бренды, мода. Производство уходит в область. Для крупных предприятий это временное снижение спроса, но для малого и среднего бизнеса — уже тенденция", — считает эксперт.
Бережливый потребитель
С другой стороны, снижение производства связано с изменением поведения покупателей.
“
"Потребитель перешёл в режим сбережений и отложенных покупок. Предприятия фиксируют проблемы с заказами, вплоть до временной остановки производств. На этом фоне лишнего никто не покупает. Пока в статистике этого не видно, но на практике многие предприятия промышленного сектора имеют проблемы с загрузкой мощностей", — говорит Елена Ткаченко.
Потребительское поведение сегодня определяется негативными ожиданиями.
“
"Люди перешли в режим консолидации и накопления, потому что ощущают неопределённость. Даже сезонный спрос — например, на демисезонную одежду — не компенсирует общий спад", — подчёркивает Елена Ткаченко.
Основатель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков считает, что локальные причины объясняют лишь часть картины. Главный фактор — изменение структуры всего рынка.
“
"Производство одежды — один бизнес, продажа — другой. Абсолютно очевидно, почему падает производство, — рынок наводнён контрафактом, который идёт из Китая и других южноазиатских регионов. Российским байерам проще купить готовую партию за границей и привезти её сюда, чем работать с местными фабриками, которые шьют дорого и не всегда стабильно", — говорит он.
Эксперт отмечает, что разрешение параллельного импорта легализовало серые схемы и фактически уничтожило ценовую мотивацию покупать российскую одежду.
“
"Сейчас на маркетплейсах можно спокойно купить Adidas или Nike за три копейки. Это подделка, но она узнаваема и дёшево стоит. В таких условиях российские марки теряют смысл — они не дают ни престижа, ни цены. В промышленных масштабах Петербург просто проигрывает Китаю: здесь остаются лишь бутиковые ателье", — добавляет Иван Федяков.
Впрочем, внутренние конкуренты из Центральной России тоже довольно активно вытесняют петербургские предприятия.
“
"Наш рынок сейчас активно осваивают производители из Подмосковья, Твери, Новгорода и Пскова. Они могут позволить себе более низкие издержки и за счёт этого отбивают стоимость логистики. Для Петербурга это серьёзный вызов", — отмечает Елена Ткаченко.
Ядро компетенций
В целом можно сделать вывод, что речь идёт не о кризисе отрасли, а скорее о перераспределении функций.
“
"Город становится центром дизайна и брендов, а область и регионы — площадками для производства. Это объективный процесс, и в нём важно не потерять ядро компетенций", — предупреждает Ткаченко.
Резюмируя можно сказать, что Петербург стремительно утрачивает роль производственного центра лёгкой промышленности. В это же время Ленинградская область выигрывает за счёт оборонзаказа и экономических условий. В городе остаются бренды и дизайн, но сам швейный цех уходит за КАД. Впрочем, как отмечают эксперты, возможно, это не так уж и плохо.