На месте провокационной скульптуры "Большая глина" на Болотной набережной в Москве на прошлой неделе установили новый арт–объект — скульптуру "Садовая лопатка".
Судя по сообщениям СМИ, "лопатка" уступает "глине" по высоте — 7 метров против 13, то есть примерно соответствует по высоте постаменту памятника Ленина в Петербурге (около 7 м). Но не уступает по значению, поскольку также наделена глубоким смыслом.
Установка "лопатки", по задумке, символизирует движение культуры от палеолита (его олицетворяла "глина") к неолиту, когда люди стали растить урожай. В целом это "запланированная ротация произведений искусства в городской среде". "Лопатка" менее абстракта, чем "глина", она похожа только на себя саму и, вероятно, будет встречена более доброжелательно.
Можно заметить: важно, во–первых, что "глина" тоже не пропала — её перевезли к офису компании "Новатэк" на московском Ленинском проспекте. У компании появился свой фирменный памятник. Акта художественного разрушения не произошло, как случилось со стелой Мира на Сенной площади в Петербурге (там спилили болты и увезли скульптуру на склад).
Если продолжать сравнение с петербургским опытом, можно провести отдалённую аналогию с памятником Александру III, который переместился во двор Мраморного дворца.
И здесь, во–вторых, можно отметить саму идею обновления городской скульптуры — "запланированную ротацию". Порой кажется, что желающих поставить памятники больше, чем места для них.
Если ввести ротацию, эта проблема как будто бы сама собой отпадает. Представим на минуту: живший в том или ином старинном доме петербургский поэт уступает место на улице перед этим домом жившему там же художнику, или учёному, или вовсе какому–нибудь абстрактному символу культуры и искусства.
В общем, скульптура постояла определённое время, а потом её место заняла следующая. А если вдруг она оказалась так же хороша, как Эйфелева башня, её можно оставить на постоянное местожительство.
Необязательно, конечно, это должны быть такие вещи, как глина или лопата.