Дети не едут

Автор фото: Беликов Валентин / "ДП"
Экспертное мнение Шаченок Дарьи, генерального директора компании "Авто Менеджмент".
Обеспечение безопасности при перевозке детей — важнейшая задача дорожной системы. В рамках этого вопроса традиционно обсуждается ограничение скорости до 60 км/ч при организованных перевозках детей. Однако в условиях быстрого развития дорожной инфраструктуры, внедрения интеллектуальных транспортных систем (ITS) и стратегий до 2030 года подобные ограничения требуют переоценки. В данной статье анализируются юридические, технические и международные аспекты, а также перспективы развития, чтобы определить целесообразность сохранения или пересмотра существующих нормативных требований.
Согласно пункту 10.3 Правил дорожного движения (ПДД РФ), при перевозке детей в организованных перевозках допускается использование скоростных режимов, соответствующих условиям дорожной ситуации, а также предусмотрены нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 закрепляет требования к организации перевозок, однако не содержит обязательных ограничений скорости до 60 км/ч, что свидетельствует о возможности гибкого регулирования в зависимости от условий.
Противоречие принципу безопасности и нормативным актам
Статья 2 Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" подчеркивает, что безопасность — приоритет дорожной политики. Ограничение скорости до 60 км/ч при организованных перевозках детей, особенно в условиях современных технологий и инфраструктуры, а также качеству и надёжности транспортных средств, может противоречить принципу разумности и соразмерности мер безопасности. В случае отсутствия четких нормативных требований, такие ограничения могут восприниматься как излишние и мешающие эффективной организации перевозок.
Развитие дорожной инфраструктуры и внедрение ITS
За последние годы в России активно реализуются проекты по развитию дорожной инфраструктуры и внедрению интеллектуальных транспортных систем (ITS). Современные «умные» дороги оснащаются системами автоматического контроля скорости, видеонаблюдения, систем управления движением и информирования водителей. Эти технологии позволяют обеспечить безопасность перевозок без необходимости жестких ограничений скорости, а также адаптировать режимы в реальном времени под дорожные условия. Стратегия развития дорожной системы до 2030 года предусматривает масштабное внедрение «умных» дорог, автоматизированных систем управления движением и расширение сети ITS. Эти меры позволяют повысить безопасность перевозок, снизить аварийность и обеспечить более гибкое регулирование скоростных режимов. В рамках этой стратегии жесткие ограничения, такие как 60 км/ч, могут стать устаревшими и мешать развитию инновационных решений.
Международная практика и опыт
Многие страны мира, такие как Германия, Япония, США, используют гибкие скоростные режимы при перевозке детей, основываясь на технических возможностях транспортных средств и инфраструктуры. В большинстве развитых стран при организованных перевозках применяются специальные маршруты, оборудованные системами ITS, что позволяет обеспечить безопасность без жестких ограничений скорости. Такой подход подтверждает, что универсальное ограничение до 60 км/ч не является обязательным и может быть заменено более эффективными мерами.
Позиция МВД и профильных ведомств
Министерство внутренних дел и профильные ведомства России признают важность развития интеллектуальных транспортных систем и подчеркивают необходимость пересмотра устаревших нормативных актов, не учитывающих современные технологии. В их документах подчеркивается, что безопасность должна обеспечиваться комплексом мер, а не только жесткими ограничениями скорости. ГИБДД может провести анализ статистических данных в разрезе ДТП или по регионам, чтобы помочь законодателям принять разумное решение для обеспечения безопасности при перевозке детей в новых реалиях страны.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.