Архитектура столиц: осовремененная классика Петербурга и эклектика Москвы

Автор фото: Михаил Тихонов/ДП
Современная архитектура Петербурга – это архитектура баланса: между сохранением и развитием, между историческим контекстом и технологией, между регламентами и свободой формы Современная московская архитектура – это одновременно витрина и испытательный полигон
Как говорят участники рынка, сейчас она развивается в сложной плоскости — между необходимостью сохранения исторического облика, строгими градостроительными регламентами и периодически неадекватным контролем градозащитников.
Петербург — город, где прошлое сильно влияет на настоящее — не только как фон, но как обязательный контекст, рамка, в которую всё новое должно вписываться. Нельзя просто "новое и необычное" вне контекста — проект, желая быть успешным, должен быть чутким к месту, к линии горизонта, к материалам, к окружающей архитектуре, к фасаду, к деталям.
Северная столица исторически была задумана как столичный, европейский город — с прямыми проспектами, набережными, регулярной сеткой улиц, строгими ансамблями. Ещё один важный момент — визуальное восприятие города: силуэт, линии горизонта, "небесная линия" (ограничения по высотности и коньку крыш, особенно в историческом ядре), сохранение фасадов, улиц, фронтов.
Новое здание не должно доминировать или диссонировать с историческим окружением.
В Петербурге существует системная нормативно–правовая база, регламентирующая архитектурно–градостроительный облик, застройку, внешние виды фасадов и др. Одним из ключевых документов являются Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), очередная версия которых должна быть принята в этом году. Они устанавливают, какие функции могут быть на участках, плотность застройки, максимальную этажность, высотные параметры, отступы, озеленение и прочие параметры.
Есть достаточно жёсткие регламенты, устанавливающие требования к внешнему виду новых домов и размещению архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов: карнизы, эркеры, лоджии, козырьки, балконы, окна, витрины, входные группы, ограждения и др. Ограждение элементов инженерного оборудования фасадов (кондиционеры, вентиляции и т. п.), фасадов второстепенных — эти элементы должны быть либо спрятаны, либо оформлены очень аккуратно, чтобы не бросались в глаза.
Согласование архитектурно–градостроительного облика в Петербурге занимает много времени. Это многоступенчатый процесс, включающий прохождение экспертиз, согласование с различными инстанциями, а также учёт множества факторов: геология участка, наличие исторических зданий поблизости, требования по высотности, сезонность отдельных видов обследований. Всё это увеличивает сроки и затраты девелопера, но в конечном итоге позволяет сохранить баланс между современными потребностями и культурным наследием.
Как говорят участники рынка, в Петербурге достаточно серьёзное коллективное мнение архитектурного совета, но при этом довольно прогнозируемый результат — нам, кто уже не первый год работает на рынке Петербурга, понятно, какие проекты проходят согласование, а какие нет.
Также установлены требования по покрытию (мощение, пешеходные зоны, покрытия дворов и т. п.), по цветам и материалам, особенно на участках с объектами культурного наследия или в зонах охраны.
Что касается материалов и цветового решения фасадов — часто желательно использование натуральных материалов (камень, дерево, качественная штукатурка, металлы высокого качества), ограничиваются яркие или агрессивные цвета, не допускаются ограждения, вывески, элементы, которые нарушают исторический характер улиц. Допустимые цвета фасадов: бледные, умеренные тона, типичные для петербургской палитры, — телесные, бежевые, охристые, мягкие жёлтые; пастельные розовые; терракотовые коричневые; серые, серо–зелёные; графитовые.
При этом в современной петербургской архитектуре нет одного доминирующего стиля — скорее смесь с акцентом на неоклассику, модернизм, международный стиль и минимализм, иногда элементы постмодернизма. Есть проекты, которые отсылают к историческим стилистикам — неоренессанс, классицизм, модерн, — но в упрощённой, современно интерпретированной форме.
Тренд последних лет для локаций, близких к центру, — "осовремененная классика" — стиль, который часто используется в новых жилых и административных комплексах. Строятся фасады с колоннами, карнизами, симметрией, но материалы и технологии современные, часто стекло, стеклянные фасады, алюминиевые панели, керамика, металлические вставки. Вертикальные акценты аккуратно дозируются: башни, шпили, высокие участки — но их высота и расположение часто регулируются так, чтобы не нарушать силуэт города.
Автор: Михаил Тихонов/ДП
Снятие ограничений по высотности, развитие реновационных программ и ужесточение контроля за визуальной средой делают столицу уникальным примером, где архитекторы вынуждены искать компромиссы между эстетикой, функциональностью и политикой города. Именно поэтому московская архитектура отличается особой амбициозностью, сложностью и уровнем регламентирования.
Главное отличие столицы от регионов заключается в масштабе и вертикальности строительства. Дорогая земля и высокая плотность населения подталкивают девелоперов к высотным проектам, которые становятся новыми доминантами в панораме города.
Если в большинстве регионов превалирует застройка средней этажности, то Москва активно формирует вертикальный облик, где небоскрёбы и жилые башни задают новые ориентиры. В 2024 году в Москве отменили ограничения по числу этажей и высоте зданий в большинстве территориальных зон, оставив их только для охраняемых исторических кварталов. К этому добавляется сложность инженерных и транспортных решений, необходимость учитывать подземные пространства и обеспечивать интеграцию с крупными магистралями и метро.
Как говорят участники рынка, в Москве власти постоянно повышают планку. Новые проекты на карте столицы должны впечатлять и поражать, а это очень неконкретная характеристика, прежде всего с точки зрения экономики проекта.
Рисовать красивые концепции научились многие, а когда дело доходит до практической реализации, появляются сложности. И в этом ключе в Москве работать сложнее: девелоперам приходится постоянно удивлять, конкурируя друг с другом на бешеных скоростях.
При этом московские власти предъявляют к архитекторам и девелоперам целый комплекс требований, направленных на сохранение визуальной целостности городской среды. Изменение любого фасада, даже если речь идёт о незначительном ремонте или обновлении отделки, должно проходить процедуру согласования с городскими органами.
Для многих зданий существуют так называемые колористические паспорта — утверждённые схемы окраски, которые фиксируют допустимые оттенки и материалы. Если паспорта нет, собственник обязан заказать его разработку, а любые работы проводить только в строгом соответствии с утверждённым документом. Это означает, что покрасить фасад "на своё усмотрение" невозможно, и даже выбор оттенка должен быть подтверждён соответствующими инстанциями.
Регламентируется и архитектурное освещение: оно должно подчёркивать достоинства здания, не создавая при этом светового загрязнения и не искажая исторические силуэты. В жилых кварталах важно также учитывать комфорт жителей — слишком яркая подсветка окон может вызвать жалобы и привести к пересмотру проекта. Поэтому архитекторы вынуждены искать баланс между выразительностью подсветки и требованиями к экологичности и умеренности.
Особые ограничения накладываются на строительство и реконструкцию в исторических районах столицы. Здесь важны не только материалы и цветовые решения, но и сам масштаб зданий: высота, объёмно–пространственная композиция, форма крыши и силуэт должны соответствовать сложившейся среде. Нельзя возводить дом, который будет выбиваться из панорамы улицы или перекрывать вид на памятники архитектуры.
Даже использование современных материалов ограничено: например, слишком обширные стеклянные фасады или ярко окрашенные металлические панели здесь не допускаются.
Впрочем, в Москве ограничения касаются в основном ключевых видовых точек, охранных зон, а также параметров высотности и плотности. Однако за пределами ТТК регулирование сравнительно гибкое.
В архитектурной практике Москвы сейчас можно выделить несколько устойчивых направлений. Наиболее заметен минимализм с акцентом на стекло, металл и простые формы, а также хай–тек с панорамным остеклением и технологичными фасадными системами. В то же время активно востребован неоклассицизм — прежде всего в премиальной жилой застройке, где колонны, порталы и симметрия подчёркивают статус.
Эклектика стала отличительной чертой столицы: архитекторы всё чаще смешивают стили, сочетая современную пластику с классическими элементами. Популярность набирают индустриальные мотивы и лофт–архитектура, особенно при реновации промышленных кварталов.
Московские застройщики чаще требуют от архитектурных бюро оригинальных, запоминающихся решений, стремятся к уникальности, особенно в премиальном сегменте.
Москва последние годы активно развивается "вверх" — это объясняется высокой плотностью населения, ограниченным количеством свободных земельных участков в пределах города и приоритетом экономической эффективности. Новые кварталы проектируются с преобладанием высотных зданий и масштабной городской инфраструктуры вокруг них. В Петербурге же градостроительная политика строится на принципах сохранения исторического облика и гармоничного развития городской среды. В центре города практически полностью запрещено высотное строительство — здесь ключевой задачей является сохранение архитектурного силуэта и вписывание новых проектов в культурный контекст. Современные жилые комплексы должны не просто быть удобными, но и органично существовать в окружении исторических зданий, чтобы не нарушать уникальность Петербурга. Сложно назвать какой–то один подход более правильным. В Москве выбран путь максимального использования территорий, что позволяет городу решать жилищный вопрос и привлекать инвестиции. Петербург же ставит на первое место сохранение архитектурного наследия, что обеспечивает городу узнаваемость и туристическую привлекательность.
Павел Мельников
директор департамента развития проектов Setl Group
Архитектурные подходы в Москве и Санкт–Петербурге действительно различаются — как в силу исторических особенностей, так и в контексте градостроительной политики и регулирования. В Москве больше смешанной застройки, здесь чаще встречаются проекты с более современным и даже авангардным дизайном. Для Москвы характерна высокая плотность, технологичность и быстрое обновление городской среды, что также отражается на архитектуре проектов. Санкт–Петербург более консервативен в архитектуре — здесь важны преемственность, сохранение исторической застройки и силуэтов. Даже в новых районах чаще предпочитают более сдержанную архитектуру. Если говорить о скорости развития, инновационности и внедрении новых форм — московский подход можно считать более прогрессивным. Если же брать во внимание качество городской среды, внимание к контексту и сохранение культурного наследия — Петербург задаёт более устойчивые стандарты. В Москве процесс согласования Архитектурно–градостроительного облика (АГО) происходит быстрее. Система Москомархитектуры более цифровизирована и ориентирована на "единое окно". В Петербурге процедура может затягиваться — особенно в зонах охраны памятников, где задействованы дополнительные инстанции.
Павел Гаврилов
вице–президент блока проектирования Glorax
Так или иначе каждый город имеет общую архитектурную среду вне зависимости от района. Даже при сравнении современной застройки в отдалённых от центра локациях в Петербурге заметен меньший масштаб проектов, что касается как высотности, так и объёмов застройки. В целом сегодня для Москвы характерно строительство небоскрёбов, высотных зданий, которое в Северной столице пока носит единичный характер. Если говорить о различиях фасадных решений, то в последние годы они минимальны и скорее затрагивают цветовую палитру. Вопрос согласования архитектурно–градостроительных решений всегда зависит от множества факторов, включая специфику проекта, требования местных органов власти и текущую административную практику. В целом и в Санкт–Петербурге, и в Москве процесс согласования проектов формализован и стандартизирован, что способствует предсказуемым срокам, особенно при полном соответствии проектной документации требованиям региона.
Яна Грозовская
директор по связям с органами госвласти кластера "Северо–Запад" группы "Самолет"
Москва и Санкт–Петербург развивались в разных архитектурных парадигмах. Так исторически сложилось. Северная столица изначально строилась как единый ансамбль с регулярной планировкой, строгой симметрией и классицистическими принципами. Москва же разрасталась органично из века в век, в результате чего город стал хранителем различных стилей — от древнерусского зодчества до современного авангарда. Скорее всего, именно этот факт и сыграл роль в том, что Москва более открыта к экспериментам и глобальным тенденциям. Петербург же делает акцент на сохранении исторического наследия, а это ограничивает внедрение современных форм, но сохраняет уникальность города. Здесь строгие правила по высотности и сохранению исторического облика, в столице же регулирование более гибкое, но с усилением контроля за интеграцией новых объектов в сложившуюся застройку. В Москве согласования проходят зачастую быстрее благодаря автоматизации и проработке процессов, плюс здесь меньше ограничений. И девелоперы столичные тоже в свою очередь более подвижные, в основном ориентируются на скорость и экономическую эффективность, у питерских задача — соответствовать историческому контексту, и потому им приходится проходить множество инстанций, включая КГИОП. При этом стоимость московских проектов выше в зависимости от сложности и масштаба, в Санкт–Петербурге она может быть ниже, но требования к детализации и материалам обычно строже.
Константин Кокушкин
главный архитектор и директор "Уралсибпроекта"
В Петербурге согласования проектов в исторических локациях, с чувствительным окружением, происходят небыстро. Иногда чуть быстрее, иногда намного медленнее. В целом нельзя сказать, что есть абсолютно регламентированная по срокам линейная процедура. В Москве по большому счёту меняется облик города. Взят курс именно на это. Безликих фасадов, конечно, там хватает, но в целом все проекты в категории выше среднего архитектурно интересны. Это касается и офисных зданий, и жилых. Отсюда и некоторые отличия в восприятии. Например, в Петербурге 20–30–этажный проект премиального класса представить практически невозможно. В Москве — запросто. И также более высокая стоимость квадратного метра позволяет делать архитектурный облик с более высокой себестоимостью, нежели в Петербурге. На текущий момент в Петербурге тон задаёт контекстная архитектура, так или иначе отражающая стили застройки предыдущих эпох. В этом плане петербургские архитекторы решают задачи повышенной сложности. В столице тенденцию задаёт современный стиль, почти без оглядки на старую Москву, за исключением отдельных де–люкс–проектов.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Разница в архитектурных подходах Москвы и Петербурга связана с историей и характером городов. В Петербурге решения более сдержанные, ориентированные на сохранение силуэта и видовых точек. В Москве — динамичнее, требуется больше вариантов на согласование, выше свобода для эксперимента. Стоимость архитектурных проектов в обоих городах примерно сопоставима и зависит прежде всего от уровня архитектора и задач девелопера.
Иван Донкин
директор по девелопменту AAG
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.