В петербургском метростроении по московскому образцу формируется схема работы с единым заказчиком и несколькими субподрядчиками. Но не факт, что эта система ускорит появление новых станций.
Сегодня "Метрострой Северной столицы" (МССС) объявит итоги конкурса на строительство наклонных ходов на новом участке коричневой ветки. Речь идёт об эскалаторных тоннелях на будущих станциях "Броневая", "Заставская", "Боровая" и "Каретная". На участие была подана одна заявка, говорится в протоколе конкурсной комиссии.
Тендер на 18,5 млрд рублей в августе выиграло АО "Тоннельметрострой", которое также было единственным участником конкурса. Однако в начале сентября протокол подведения итогов был отменён. Как объясняли в МССС, в закупку внесли изменения, чтобы скорректировать порядок оценки заявок, после чего запустили выбор подрядчика заново.
Новые имена
Другим претендентом на крупный заказ может стать зарегистрированное в Грозном АО "Бамтоннельстрой–Мост" ("БТС–Мост"), ведущее свою историю от знаменитых строек Байкало–Амурской магистрали. Компания появилась на рынке петербургского метростроения год назад, после чего сразу заговорили, что она станет конкурентом МССС. Новый игрок не стал тянуть резину и приступил к довольно впечатляющей экспансии.

Во–первых, компании достался самый крупный на данный момент контракт "Метростроя" на строительство депо "Красносельское" на 20,3 млрд рублей. Это площадка для отстоя поездов, которые будут курсировать по коричневой ветке. Открытие первого участка линии ожидается в этом году, стройку депо с тоннелями длиной 2630 м предполагается завершить в 2029–м.
“
"Субподрядчик ведёт этап подготовительных работ, включающий освоение площадки, размещение строительно–бытового городка и подготовку площадки", — сообщили "ДП" в комитете по строительству.
Минувшей зимой "БТС–Мост" приобрёл контрольный пакет акций московского проектного АО "Метрогипротранс". Сделка прошла на фоне передела проектной сферы: у МССС появилось дочернее предприятие "Метропроект", а Смольный продолжает споры с другим проектировщиком — "Ленметрогипротрансом". Впрочем, "Метрогипротранс" тоже был в конфликте с городскими властями. Накануне сделки Фонд капстроительства и реконструкции разорвал контракт с компанией на проектирование участка коричневой ветки до "Сосновой Поляны".
Покупка даёт проектировщику шансы вернуться к работе в Петербурге, а также усиливает позиции "БТС–Мост" в отрасли. "Метрогипротранс" уже проявлял интерес к строительству Орловского тоннеля под Невой. Транспортный аналитик Владислав Булгаков предполагает, что этот проект будет связан с продолжением коричневой ветки.
“
"Они хотят заняться строительством Орловского тоннеля. По крайней мере неожиданно решили его перепроектировать, подавали заявку в комитет по градостроительству. Как я понимаю, это тоже нацеливание на строительство новой трассы шестой линии за центром города. Потому что раньше её хотели пускать с заездом в Малую Охту, а сейчас хотят именно через Орловский тоннель напрямую", — отмечает эксперт.
На этом новый подрядчик "Метростроя" не остановился и весной зарегистрировал в Петербурге собственную "дочку" — "Метрострой–СПб". Ранее компания имела иные названия и стояла на учёте в других регионах активности "БТС–Мост". Основной вид деятельности компании — строительство автомобильных дорог и автомагистралей, среди дополнительных — строительство железных дорог и метро.
"Бамтоннельстрой–Мост" может также претендовать на строительство ответвления красной ветки в сторону Пулково и "Экспофорума". Весной спикер ЗакСа Александр Бельский заявил, что город ведёт переговоры с московскими компаниями, а именно в столице располагается центральный офис "БТС–Мост".
Как в Москве
МССС пришёл на смену старому "Метрострою", находящемуся сейчас в состоянии банкротства. Похожая ситуация была и в столице, где когда–то монополистом был "Мосметрострой", но в конце 2000–х компания столкнулась с финансовыми трудностями, которые осложнялись спором с властями касательно стоимости объектов.
В 2011 году столичные власти объявили об ускорении темпов строительства, и роль генподрядчика перешла к "Мосинжпроекту", принадлежащему мэрии. Последний, в свою очередь, нанимает пул субподрядчиков. Одним из них является уже знакомый петербуржцам "Бамтоннельстрой–Мост". Как сообщается на сайте компании, в Москве она строила участки Таганско–Краснопресненской и Некрасовской линий.
В Петербурге же в качестве единственного исполнителя по проектированию, строительству и реконструкции объектов подземки определён "Метрострой Северной столицы", что прописано в распоряжении правительства РФ от 1 октября 2021 года № 2763–р. Документ также допускает возможность привлечения соисполнителей, но МССС при этом должен брать на себя "не менее 40% совокупного стоимостного объёма обязательств" по госконтракту. В такой логике "БТС–Мост", по крайней мере пока, выступает не конкурентом МССС, а его субподрядчиком, подчёркивают власти.
“
"У города заключён контракт на строительство метро с подрядчиком АО “Метрострой Северной столицы”. Кто станет подрядчиком по новым направлениям, не включённым в контракт, будет понятно после проведения процедуры закупки", — отметили в Комстрое. Появятся ли у "БТС–Мост" новые субподряды "Метростроя Северной столицы", в МССС также не уточнили.
Московские власти объясняют удобство схемы с одним генподрядчиком и несколькими субподрядчиками тем, что это позволяет избавиться от бюрократии. В остальном темпы зависят не от согласования, а от способа строительства, рассуждает Булгаков. В Петербурге главная проблема состоит в работе с объектами глубокого залегания.