Обороты ресторанов в Петербурге увеличились за счёт роста цен

Автор фото: Лидия Верещагина

Обороты ресторанов растут, но не благодаря спросу, а за счёт повышения цен. Ретейлеры стали активнее предлагать готовую еду, что создаёт конкуренцию кафе.

По оценке INFOLine, за 8 месяцев 2025 года оборот предприятий общепита в России вырос на 8,8% в сопоставимых ценах или на 17% в текущих и составил 3,4–3,6 трлн рублей. Что касается Петербурга, по данным Петростата, за январь–июль (наиболее свежая статистика) оборот ресторанов составил 191,5 млрд рублей (+4,8% год к году).
По данным "Платформы ОФД", средний чек на покупку шавермы за январь–июль вырос на 11%, до 266 рублей, частота покупок увеличилась на 9%. Кофе навынос стали покупать на 11% чаще, его медианная цена поднялась на 12%, до 197 рублей.
Основатель франчайзинговой стритфуд–сети "Vлаvаше" Павел Крупин рассказал "ДП", что обороты в Петербурге увеличиваются, но в первую очередь за счёт роста цен, а не трафика.
"Посещаемость стагнирует, а в ряде локаций даже снижается: люди стали экономнее относиться к походам в заведения. Выручка растёт за счёт среднего чека — персонал работает с наполнением заказа, плюс дорожают сами продукты. Растёт себестоимость, а значит, и цены. Но рост оборота не равен росту рентабельности, так как издержки растут быстрее и маржинальность бизнеса не увеличивается, даже падает", — признаёт он.
Владелица ресторана Atlas Vin Bistro Ирина Романова описывает ситуацию ещё более пессимистично.
"Гостей в разных заведениях стало меньше на 15–30%. Соответственно, и выручка тоже уменьшилась на 15–30% по отношению к прошлому году. Самые лучшие представители ресторанной отрасли, которые существуют на рынке не один десяток лет, которые очень сильно вложились в свой PR, маркетинг и рекламу, удержали выручку на том же уровне, что и в прошлом году. В абсолютном денежном выражении. Но по сути это тоже снижение, потому что роста ни у кого не наблюдается. Плохая погода в Петербурге в июне 2025 года снизила турпоток, на который мы все рассчитывали", — говорит она.
На этом фоне аналитики INFOLine отмечают активный вход ретейла в сегмент HoReCa. Например, X5 и "Магнит" открывают магазины малого формата с зонами готовой еды.
В пресс–службе Х5 отметили, что растущий ритм жизни и повышенная занятость формируют устойчивый спрос на решения для быстрого питания.
"Рестораны удовлетворяют разные потребности потребителей — от быстрого перекуса до нового гастрономического опыта. А наши проекты ориентированы на удобство, безопасность, скорость и “демократизацию” гастрономического опыта наших покупателей", — добавили там.
При этом рестораторы отмечают изменение потребительских предпочтений. По словам владелицы кафе "7 A. M. Читатели" Ольги Карелиной, петербуржцы стали больше употреблять здоровых блюд и просить подавать соус отдельно. Управляющая пиццерией Bruno, кафе "Лашатеми Кантаре", кафе Bonch Елизавета Чурмеева заметила выраженный спрос на локальный продукт, региональные блюда и русскую кухню в современной авторской интерпретации.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.