Знаменитый "Чайна-таун" на Васильевском острове утратил былую славу

Автор фото: Victor Jiang/Shutterstock/ Fotodom

Золотые времена "Чайна–тауна" на Васильевском острове остались в прошлом. Эксперты полагают, что даже если китайские туристы вернутся в прежнем количестве, ориентированный на них бизнес восстановится не скоро.

Многие петербуржцы помнят толпы туристов из Поднебесной, которыми был буквально заполонён центр города до закрытия границ в 2020 году из–за пандемии коронавируса. Помимо этого, ежегодно тысячи китайцев приезжали в Петербург учиться или работать. Они активно развивали в Петербурге бизнес из сферы обслуживания, ориентированный исключительно "на своих". Персонал там не говорил ни на русском, ни на английском, так что случайному гостю общаться приходилось через онлайн–переводчик. А оплату заказов принимали в китайских системах WeChat и AliPay.
Около 80% таких заведений было сконцентрировано на Васильевском острове, который неофициально называли "Чайна–тауном", хотя гости из Китая жили и вели дела и за его пределами (чего стоит хотя бы легендарная "Чуфальня" в Апраксином дворе). За прошедшие 5 лет многое поменялось. Но сказать, что бизнес, построенный по модели "китайцы для китайцев", близок к исчезновению, было бы крайним преувеличением.

Новинки в меню

Часть заведений за прошедшее время закрылась, другие переориентировались на местную аудиторию. Многие китайские кафе и салоны красоты, а также магазины с продуктами из Поднебесной располагаются по прежним адресам и продолжают работать, но масштаб уже не тот. В этом корреспондент "ДП" убедилась лично, прогулявшись по самым знаковым местам петербургского "Чайна–тауна".
Некоторых крупных объектов, например китайского бизнес–центра в "Ленэкспо" или самого большого китайского ресторана, уже давно нет. А вот многие небольшие кафе располагаются на тех же местах. Такие заведения чаще всего вообще не имеют вывески. Или же название написано на китайском языке.
Правда, заметно, что с русской аудиторией они стремятся работать всё больше. Например, в кафе на ул. Кораблестроителей или на Малом проспекте В. О. теперь размещают на русском языке информацию о времени работы и дублируют меню. Тем не менее по–прежнему хватает мест, где без знания иероглифов или умелого использования современных технологий не обойтись.
Зато нет больше проблем с оплатой. Где–то оплатить могут попросить переводом или наличными, а где–то гостю подают самый обычный терминал для оплаты картой. В этом плане картина мало чем отличается от небольших кафе без национальных особенностей. Однако размещённые на видном месте QR–коды на WeChat заведения не позволят забыть, где именно ты находишься.
Даже сделать заказ в некоторых кафе не так–то просто
Автор: Сергей Коньков/"ДП"

Безналичный юань

Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов говорит, что в пандемию доля китайских студентов и туристов снизилась, а с введением санкций международные платежи усложнились. Российские банки стали вести более последовательную экспансию в расчётах на российском рынке. В итоге история с массовым приёмом иностранных платёжных карт в питерском "Чайна–тауне" сошла на нет.
"Бизнес стал адаптироваться под реалии. В том числе многие сменили вывески, добавили описание на русском языке, в общепите акцент сместился на более популярные среди россиян блюда. По сути произошла ассимиляция бизнеса", — объясняет эксперт.
До пандемии спокойно расплачиваться через Alipay, WeChat Pay или банковскими картами UnionPay можно было даже в супермаркетах на Васильевском острове. Сейчас эти способы оплаты больше не принимаются. Кроме того, в России стало очень мало мест, где можно снять наличные рубли с китайских банковских карт.
Стоит заметить, что в самом Китае практически все платежи совершаются через Alipay или WeChat Pay. Даже банковские карты там работают далеко не везде, а наличными расплачиваются только туристы.
Некоторые российские банки как могут пытаются встроиться в ситуацию. Например, Т–Банк в июле 2025 года начал сотрудничество с китайским партнёрским альянсом "Хуажэнь". Цель — создать китайским предпринимателям комфортные условия для регистрации бизнеса в России.
"Со стороны партнёрского альянса они получают консультационную помощь, а со стороны Т–Банка — инструменты для ведения бизнеса на территории РФ. В число таких инструментов входят расчётный счёт с бесплатной онлайн–бухгалтерией и возможностью автоматического ведения отчётности, сервис внешнеэкономической деятельности, который позволяет оплачивать товары и услуги, а также конвертировать валюту, сервис аналитики для работы с маркетплейсами", — рассказали "ДП" в пресс–службе Т–Банка.
Также там утверждают, что за 2024 год число клиентов из Китая у банка увеличилось на 80%. В апреле 2025 года Т–Банк запустил поддержку и банкоматы на китайском языке.

Скоро не вернутся

По мнению Юрия Изосимова, вероятность того, что масштабы китайского бизнеса в Петербурге вернутся к показателям конца 2010–х годов, в краткосрочной перспективе невелика. Главный тормоз — геополитическая ситуация и санкции, которые привели к разрыву логистических цепочек и усложнили международные расчёты.
Массового появления официальных китайских брендов в Петербурге тоже не ожидают. Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева замечает, что по итогам первого полугодия 2025 года доля китайских брендов в торговых центрах города по занимаемой площади остаётся стабильной, на уровне 15%. Этот показатель не менялся ни в конце 2023 года, ни в 2024–м.
"С тех пор новые открытия китайцев в Петербурге ограничиваются в основном небольшими магазинами, которые не оказывают значимого влияния на общую картину рынка. В сегменте одежды и обуви китайские бренды по–прежнему уступают европейским и российским игрокам. Однако стоит отметить рост их доли в сегменте монобрендовых магазинов электроники и бытовой техники, где китайские компании постепенно усиливают позиции", — добавила Хакбердиева.

Туристы без виз

Изменить ситуацию способно резкое увеличение туристического потока из Китая в Россию. Основания имеются: не так давно был введён безвизовый режим для граждан России на посещение Китая. Российская сторона начала работу по ответной отмене виз для граждан Китая.
Директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития Никита Кондратьев отметил, что потенциал китайского рынка для России оценивается как очень большой. К 2030 году стоит цель принять 5,7 млн китайских туристов, что будет составлять около 35% всего въездного турпотока в РФ.
Но здесь есть некоторые проблемы. Председатель совета ассоциации "Мир без границ", генеральный директор компании "Ретро–Туризм" Александр Львов отмечает, что большинство китайских туроператоров не хотят создавать прямые цепочки формирования турпродукта — от продажи тура на территории Китая до обслуживания на территории России. Китайский турбизнес построен на том, чтобы найти нужный продукт и продать его своему туристу.
"Наш турбизнес сегодня не всегда конкурентоспособен с принимающими китайскими компаниями на территории России по целому ряду причин. Это и качество обслуживания, и ценник, и какие–то национальные особенности. Китайцам, конечно, проще работать с китайцами, чем с русскими", — объясняет он.
Всё та же пандемия сильно подкосила российский турбизнес. Поэтому бывает довольно затруднительно, например, обеспечить китайскому отправляющему туроператору гарантированные отели для больших групп на весь сезон. А вот у китайского бизнеса такие возможности есть. Сложившаяся ситуация грозит формированием новой системы "свои для своих", что вряд ли будет способствовать развитию российской туриндустрии.
Не стоит забывать, что, хотя китайских тургрупп в городе практически нет, жители Поднебесной всё так же приезжают на берега Невы получать высшее образование.
Заведующий кафедрой экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге доктор экономических наук Олег Мисько отмечает, что, по данным некоторых университетов (СПбГУ, СПбПУ), число китайских абитуриентов и студентов, сократившееся во время пандемии, сейчас стабильно растёт. Петербург с его сильными инженерными, техническими и культурными вузами остаётся одним из главных центров притяжения для китайской молодёжи в России.
Игроки туристического рынка настроены скорее оптимистично. "Заявление Владимира Путина о том, что мы скоро откроем безвизовый въезд, уже сильно повлияло на спрос со стороны китайцев. Китайские туроператоры фиксируют увеличение запросов на туры в Россию до 5 раз. Китайцы вновь обратили внимание на Россию, это инструмент мягкой силы, и он работает", — говорит Александр Львов.
По его мнению, в краткосрочной перспективе количество китайского бизнеса в Петербурге будет увеличиваться. Давить или бороться с ним не следует — нужно просто контролировать, чтобы всё было легально. А когда вернётся допандемийный турпоток, то можно начинать применять какие–то механизмы государственного регулирования и поддержки российского турбизнеса.
"Китайский бизнес всегда был самым рентабельным с точки зрения пополнения казны России, даже до пандемии, когда много говорили про серые схемы. Центробанк отмечал, что китайские туристы в среднем на человека приносят денег больше, чем все остальные. Китайцы покупают по большей части достаточно дешёвые туры, но много тратят на территории страны", — подводит черту Александр Львов.
Перспективы китайского бизнеса в Петербурге остаются смешанными. С одной стороны, с восстановлением авиарейсов и возможным допуском китайских платёжных систем можно ожидать появления новых кафе, магазинов и сервисов, особенно ориентированных на туристов. С другой стороны, рост будет осторожным, скорее в формализованном сегменте. Поскольку нелегальные схемы работы, которые раньше встречались, находятся под большим вниманием властей. Легальный бизнес приносит пользу городу в виде налогов и рабочих мест, а нелегальные практики создают проблемы. Турпоток из Китая сильно сократился в 2020–2022 годах и пока ещё не восстановился до прежних уровней, хотя в последние годы начался постепенный рост. На улицах Петербурга действительно заметно меньше китайских туристов, чем до пандемии. Отмена визовых требований или упрощение въезда может дать серьёзный стимул и вернуть часть потока. Хотя наибольший эффект, по прогнозам, почувствуют приграничные регионы. А Петербург и Москва получат свою долю в зависимости от логистики, стоимости перелётов и уровня туристической инфраструктуры. В любом случае безвизовый режим и развитие транспортного сообщения станут важнейшими факторами в том, насколько быстро и в каком объёме китайский бизнес и туризм вернутся в город.
Ярослав Кабаков
директор по стратегии ИК "Финам", преподаватель НИУ ВШЭ
В этом сезоне есть незначительное уменьшение числа туристов из Китая. Это в первую очередь связано с падением количества перевозок в Санкт–Петербург и снижением курса валюты, также отрицательно сказывается ситуация с временным закрытием аэропортов. В настоящее время на рынке въездного туризма из Китая наблюдаются изменения в структуре туристических групп. Отмечается тенденция к уменьшению их размера. Если раньше средний размер группы составлял до 50 человек и предполагал классический набор экскурсионных программ, то сейчас типичная группа насчитывает 15–20 участников. Количество экскурсий при этом уменьшается, но появляется интерес к новым направлениям внутри России и увеличивается интерес к ярким впечатлениям (походы, экопрограммы, природные явления). Мы, конечно, рассчитываем, что отмена виз положительно скажется на интересе индивидуальных китайских туристов, так как сложностей с поездками организованных групп и не было. Они пересекали границу по безвизовым спискам.
Оксана Лебедева
исполнительный директор группы компаний "Тари Тур" в Санкт–Петербурге
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.