Петербургские предприятия завалили исками завод в Зеленодольске

Автор фото: ТАСС
Один из исков к Зеленодольскому заводу связан с просрочкой оплаты за разработку проекта сторожевых кораблей
Один из исков к Зеленодольскому заводу связан с просрочкой оплаты за разработку проекта сторожевых кораблей

В 2025 году суды зарегистрировали 46 исков от петербургских предприятий к Зеленодольскому заводу имени А.М. Горького. Всего на 546,9 млн рублей.

На момент выхода статьи портал "Электронное правосудие" показывает 46 активных арбитражных споров, в которых петербургские компании предъявляют претензии к АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" (входит в судостроительную корпорацию "Ак Барс"). Все иски зарегистрированы судами в 2025 году.
29 исков ещё не рассмотрены, их суммарные претензии составляют 407 млн рублей, самые крупные из которых от АО "Заслон" (97,6 млн) и АО "Ситроникс КТ" (82,9 млн). В ноябре арбитражный суд Республики Татарстан зарегистрировал один иск к Зеленодольскому заводу от петербургской компании: АО "Морские навигационные системы" Александра Кашина требует от него 3,6 млн рублей. Суть претензий по этим искам пока не опубликована.
В 17 спорах суды вынесли решения, но не все из них вступили в законную силу. Общая сумма претензий по этим искам составила 139,9 млн, последний спор выиграло АО "ЦМКБ “Алмаз”" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК), взыскавшее с Зеленодольского завода 35,6 млн рублей в двух спорах, решение по одному из которых в середине октября вступило в законную силу.
Содержание одного из споров не разглашается, в другом "Алмаз" взыскал 2 млн процентов за просрочку оплаты за разработку документации для головного корабля проекта 22100 по контракту от 2012 года. Проект 22100 — это пограничные сторожевые корабли 1–го ранга ледового класса ближней и дальней морской зоны.
Ни один из исков к Зеленодольскому заводу петербургские предприятия не проиграли. В первой половине 2025 года татарстанской верфи удавалось прекращать некоторые споры путём подписаний мировых соглашений, во втором полугодии такая тенденция не прослеживается.
По данным СПАРК, суммарная текущая исковая нагрузка Зеленодольского завода составляет 3,2 млрд рублей. Генеральный директор верфи Александр Филиппов на предложение о комментарии к моменту публикации не отреагировал.

Расширить компетенции

У судостроительной корпорации "Ак Барс" в Петербурге четыре дочерние компании, две из которых связаны с известным в судостроительной среде проектировщиком Борисом Рыжовым, а две — с бизнесменом Антоном Селютиным.
Первые две "дочки" называются одинаково — ООО "Форсс Марин", обеих создали Борис Рыжов и Владимир Сапыгин, в 2023 году "Ак Барс" приобрёл один "Форсс Марин" целиком, а второй на 70%. Причину, в связи с которой существуют две компании–тёзки с одним и тем же видом деятельности — проектирование в сфере судостроения, никто не объясняет. Борис Рыжов заявил автору текста в сентябре: "Мы предлагали один из “Форсс Маринов” ликвидировать за ненадобностью, но в “Ак Барсе” сказали, что это зачем–то нужно" (см. "ДП" от 13.09.2025).
По 50% долей двух других петербургских компаний — ООО "Концерн “Промтехнологии”" и ООО "Комплект–Сервис" — "Ак Барс" приобрёл этим летом у Антона Селютина (оставшиеся 50% долей обеих компаний остались у него) (см. "ДП" от 29.07.2025). Основной вид деятельности концерна "Промтехнологии" — производство коммуникационного оборудования, "Комплект–Сервис" специализируется на производстве охранно–пожарной сигнализации. 2024 год первая компания завершила с выручкой 19,3 млн рублей, выручка второй не опубликована.
Бизнес Антона Селютина связан с разработкой и производством систем пожаротушения тонкораспылённой водой. Цель продажи долей двух компаний "Ак Барсу" Антон Селютин сформулировал так: "Расширить компетенции и совместными усилиями более широко выйти на рынки".
Прошлым летом на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) "Ак Барс" в присутствии главы Росрыболовства Ильи Шестакова подписал соглашение с петербургским ООО "Морские комплексные системы" (МКС, специализируется на производстве судового комплектующего оборудования) о совместном производстве оборудования для рыбофабрик (см. публикацию "ДП" от 10.06.2024).

Символ мощи Татарстана

Первый заместитель генерального директора ООО "Морские комплексные системы" Лев Засыпко полагает, что настал момент, когда руководство Зеленодольского завода имени А. М. Горького, его контрагенты и заинтересованные государственные органы должны договориться в интересах сохранения этого стратегически важного для страны предприятия.
"Зеленодольский завод имени Горького — это не просто предприятие, это градообразующее ядро, символ промышленной мощи и трудовых традиций Татарстана. Новости о финансовых трудностях и судебных разбирательствах вызывают серьёзную озабоченность. Уверен, текущая ситуация — временные трудности, которые можно и нужно преодолеть. Завод обладает колоссальным потенциалом, уникальными компетенциями в судостроении и высококвалифицированным коллективом. Крайне важно найти конструктивное решение, которое позволит заводу продолжить работу, выполнить госзаказ и обеспечить тысячи сотрудников стабильной заработной платой", — говорит руководитель МКС.
Ведущий юрисконсульт военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ, входит в Объединённую судостроительную корпорацию) Александра Бондаренко считает, что Зеленодольскому заводу следует откорректировать отношения с поставщиками.
"Исковые требования в большей мере завод признаёт, равно как и свои долги. Учитывая, что завод является исполнителем государственных контрактов, которые зачастую не предусматривают авансирование, неудивительно, что он столкнулся с финансовым кризисом. Обычно по таким контрактам окончательный расчёт производится только при условии поступления денег от головного заказчика. А за закупку комплектующих нужно платить из своего бюджета. Мы с такой проблемой сталкиваемся и в своей деятельности. Зеленодольскому заводу стоит попробовать согласовать с поставщиками рассрочку по оплате поставленного товара ещё на этапе претензионной работы, где это возможно, не дожидаясь передачи дела в суд, чтобы снизить исковую нагрузку. И по возможности заключать контракты, предусматривающие аванс", — полагает эксперт.
Досье:
Непубличное акционерное общество "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" зарегистрировано в 2003 году в Зеленодольске. По данным СПАРК с актуализацией на 2019 год, акции компании распределены между АО "Холдинговая корпорация “Ак Барс”" (6,09%) и Минземимущества Республики Татарстан (25%). Более свежие данные и финансовые результаты компания не публикует, уставный капитал составляет 2,9 млрд рублей. Зеленодольский завод имени А.М. Горького входит в судостроительную корпорацию "Ак Барс".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.