Химический процесс окрашивания волос неизбежно сказывается на их состоянии. Однако современные продукты и методики позволяют сделать эту процедуру максимально щадящей.
Аллергия не дремлет
Аммиак и перекись водорода нарушают целостность внешнего слоя волоса (кутикулы), делая его пористым и шероховатым. Повреждённая кутикула не может удерживать влагу внутри стержня волоса, что приводит к его сухости, тусклости и потере эластичности. Кроме того, ослабленный стержень легко ломается и расслаивается, особенно на кончиках.
Прямое токсическое воздействие на волосяные фолликулы встречается редко. Однако химические ожоги кожи головы могут повредить их и привести к так называемой телогеновой алопеции, то есть временному выпадению волос.
Но это, по мнению опрошенных "ДП" экспертов, ещё не самое страшное. Гораздо неприятнее аллергические реакции на компоненты красящего вещества.
“
"Аллергия на краску — это реальность, с которой сталкиваются и клиенты, и мастера. Самый частый аллерген — это PPD (парафенилендиамин) в тёмных красках. Чем выше его концентрация и чувствительнее кожа, тем больше риск", — рассказывает общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова.
"PPD — это химическое соединение, часто используемое в качестве одного из основных ингредиентов в красках для волос, особенно в перманентных. Благодаря способности обеспечивать стойкий цвет PPD помогает красителю проникать в структуру волоса, обеспечивая длительный результат. Однако PPD является известным аллергеном и может вызвать острые реакции у некоторых людей", — объясняет аллерголог–иммунолог Первой семейной клиники Петербурга Екатерина Барская.
Как отмечают эксперты, аллергия на PPD может проявиться не сразу, а развиться со временем. Так что настороже стоит быть, даже если на первых порах никаких реакций не наблюдается. В тяжёлых случаях аллергия может проявляться в виде волдырей, экземы и даже вызвать анафилактический шок, требующий немедленной медицинской помощи.
При этом от вредных испарений страдают и сами мастера–колористы. По словам Ляльи Садыковой, из–за постоянного контакта с химией у них нередко развивается ринит или астма.
"У парикмахеров действительно существует риск развития этих заболеваний из–за контакта с веществами, содержащимися в красителях для волос, в частности с PPD, — подтверждает Екатерина Барская. — Точные статистические данные о частоте возникновения ринита и астмы у парикмахеров отсутствуют, но исследования показывают, что именно у представителей этой профессии бронхиальная астма и ринит встречаются чаще, чем в общей популяции".
Чтобы минимизировать риски возникновения таких заболеваний, Лялья Садыкова рекомендует мастерам использовать вытяжку, низкопыльные порошки и перчатки, которые следует менять каждые полчаса.
Щадящие техники
Современная индустрия красоты и косметология предлагают множество способов снизить негативные последствия окрашивания волос.
По мнению Ляльи Садыковой, одним из них является применение техники окрашивания без контакта с кожей в сочетании с барьерным кремом по линии роста волос.
“
"Мелирование, шатуш, балаяж, когда краситель не соприкасается с кожей головы, действительно считаются наименее рискованными техниками, — подтверждает стилист–парикмахер Марина Лисина. — Также максимально безопасны тонирующие средства — маски с пигментом, бальзамы, прямые пигменты, пенки и флюиды. Барьерные средства — масла или кремы, — нанесённые по голове в прикорневой зоне, уменьшают контакт кожи с составом и дают дополнительную защиту".
Кроме того, снизить вред помогают различные инновации в технологиях окрашивания волос.
В частности, как рассказала Лялья Садыкова, косметические бренды снижают концентрацию аллергенов в современных красителях, выпускают молекулы нового поколения, делают осветляющие порошки "низкопыльными". Это снижает раздражение, хотя и не исключает аллергию полностью.
Эксперты также рекомендуют присмотреться к безаммиачным краскам, которые являются отличной альтернативой для тонирования, затемнения или закрашивания седины без радикального осветления. Они содержат менее агрессивные щелочные компоненты (например, моноэтаноламин), которые причиняют меньше вреда.
Неплохой альтернативой могут стать натуральные красители. Например, такие проверенные временем варианты, как хна и басма. Они не разрушают структуру волоса, а обволакивают его, часто даже укрепляя и придавая объём.
Однако, как отмечают специалисты, у натуральных красок есть ряд недостатков: их палитра ограничена, результат непредсказуем, а стойкость ниже.
Меры предосторожности
Чтобы не навредить здоровью, эксперты советуют перед окрашиванием проводить тест на чувствительность к краске.
"Патч–тесты в России официально не продаются, поэтому мастера рекомендуют клиентам “домашний тест” за 48 часов", — рассказывает Лялья Садыкова.
Для его проведения необходимо нанести небольшое количество разведённой краски на кожу за ухом или на сгиб локтя. Отсутствие покраснения, зуда или отёка означает, что реакция маловероятна. При этом, по словам Марины Лисиной, даже лёгкий зуд является предупреждением о том, что от процедуры необходимо отказаться.
Эксперты также рекомендуют использовать специализированный уход. По их мнению, шампуни, кондиционеры и маски, разработанные для окрашенных волос, — это вовсе не маркетинг, а реальная необходимость. Такие средства помогают "запечатать" кутикулу, восполнить потерянную влагу и питательные вещества, а также продлить стойкость цвета и защитить волосы от ультрафиолетового излучения.
Рекомендуется также регулярно делать укрепляющие процедуры. Например, курсовое использование несмываемых сывороток, масок с кератином и протеинами помогает восстановить повреждённую структуру волоса изнутри.
Наконец, необходимо соблюдать временные интервалы. Специалисты считают, что нельзя окрашивать волосы чаще, чем раз в 3–4 недели, поскольку им необходимо время на восстановление.