А работать кто будет? Петербургу грозит новогодний коллапс такси и доставки

Такси и доставка без мигрантов могут подпортить Новый год для петербуржцев
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Трёх месяцев для решения проблем с мигрантами сервисам доставки не хватит. Поэтому к концу года Петербург ждёт повышение цен и дефицит курьеров.

Постановление, вводящее запрет на работу курьерами для иностранных граждан, оплативших трудовой патент, предусматривает трёхмесячную отсрочку для бизнеса. За это время компании должны "привести численность используемых ими иностранных работников в соответствие с постановлением", говорится в документе.
Напомним: совсем недавно курьерам запретили передвигаться в центральных районах города на электровелосипедах и электросамокатах, ограничили их скорость и ввели обязательные требования к экипировке. При этом компаниям не предоставили время для перехода на новые условия, а сразу принялись выписывать штрафы.
Теперь очевидно, что гайки на рынке доставки будут закручиваться всё сильнее. Данные бизнесу 3 месяца отсрочки истекут 22 ноября, то есть как раз накануне предновогоднего периода, когда спрос на доставку вырастает в разы. Как город переживёт это в новых условиях, пока что не вполне ясно.
В "Яндексе" отмечают, что новые запреты на привлечение легальных мигрантов в такси и доставку усугубляют и без того имеющийся дефицит кадров в этих сферах. Всё это грозит уходом исполнителей в тень и ростом цен на услуги.
"В Петербурге уже сейчас не хватает водителей такси и курьеров, чтобы покрыть растущий спрос. После вступления в силу запрета на работу по патентам дефицит исполнителей в этих двух отраслях увеличится до 40 тыс. человек. Это может спровоцировать рост цен на такси на 10–15%, а на доставку — более чем в 2 раза", — уточняет представитель городских сервисов "Яндекса".
Президент ассоциации транспортно–логистических и почтово–курьерских компаний России МАКС Александр Митюков считает, что к ноябрю рынок однозначно получит дефицит исполнителей. А следовательно, рост стоимости доставки в Северной столице неминуем.
"Сокращение рабочих рук на рынке доставки сильнее всего скажется на малом и среднем бизнесе, простых горожанах, пользующихся услугами доставки. Поскольку стоимость услуг вырастет, а небольшим предприятиям, развивающим собственную доставку, будет крайне сложно конкурировать с крупными игроками, предлагающими более выгодные условия для курьеров", — объясняет эксперт.
По данным МАКС, сегодня в Петербурге трудятся более 60 тыс. курьеров, около 20% из них — мигранты. Как правило, это профессиональные доставщики с опытом и соответствующими навыками. Александр Митюков подчёркивает, что заменить их в доставке будет крайне сложно. За 3 месяца рынок вряд ли сможет найти необходимый баланс.
По словам президента Ассоциации компаний интернет–торговли Артёма Соколова, основное очевидное следствие принятого постановления — неизбежный рост издержек бизнеса. На вакансии курьеров нет очереди из соискателей — такие сотрудники всегда в дефиците из–за специфичности профессии.
"Существует серьёзный риск возмещения трудовых потерь за счёт соседних отраслей. Закономерно, что возросшие издержки будут закладываться в стоимость товаров и услуг. По предварительным расчётам, стоимость доставки для жителей Петербурга вырастет минимум в 2 раза", — говорит Артём Соколов.
Ранее партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская отмечала в комментарии "ДП", что большинство мигрантов работают именно по патентной системе. Скорее всего, они уйдут в другие профессии или уедут. "Понятно, что это делается в рамках борьбы с теневой экономикой в сфере доставки, но крайними окажутся потребители", — резюмирует эксперт.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.