Общая площадь российских гипермаркетов в I квартале 2025 года сократилась на 99,8 тыс. м². По данным Infoline, это рекордный квартальный спад с 2018 года. Но петербургский рынок имеет свою специфику.
Всего в России теперь работает 1019 гипермаркетов — на 12 меньше, чем было год назад. Один из закрывшихся объектов принадлежал петербургской "Ленте" (располагался в Чеченской Республике). При этом, согласно отчётности компании, сопоставимые продажи гипермаркетов сети в I квартале выросли на 10,3%, средний чек — на 7,6%, трафик — на 2,5%.
Также появились слухи о том, что "Лента" заинтересована в покупке крупноформатных магазинов "Магнита". Официальной информации о подготовке этой сделки пока нет.
В целом на петербургском рынке ситуация противоречива. Региональный директор департамента торговой недвижимости NF GROUP Евгения Хакбердиева подтверждает, что наблюдается сокращение площадей гипермаркетов. Чтобы сохранить востребованность и удержать интерес покупателей, многие собственники стремятся к оптимизации площадей. Некоторые операторы, например METRO, начали использовать свои пространства под дарксторы.
Операционный директор сети гипермаркетов "О’Кей" Алексей Хохлов замечает, что они не проводили сокращений торговых площадей ни в прошлом, ни в текущем году. Сосредоточились на расширении и повышении эффективности.
"Мы занимались перезонированием пространства залов, улучшением промозон, созданием тематических зон, открытием и реконструкцией кафе в гипермаркетах и т. п.", — говорит он.
При этом эксперты и игроки рынка замечают, что в Петербурге формат гипермаркета востребован больше, чем в остальных российских городах. По мнению Алексея Хохлова, основной причиной этого может являться факт рождения двух крупнейших сетей гипермаркетов в России — "Ленты" и "О’Кея" — именно в Северной столице. Сейчас "плотность" гипермаркетов на душу населения в Петербурге больше, чем в остальной стране. Соответственно и лояльность к формату очень высока.
Директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова полагает, что это связано с устойчивой покупательской привычкой — многие жители города по–прежнему предпочитают закупаться "впрок" на неделю вперёд. В отличие от Москвы, где в последние годы усилилась популярность онлайн–доставки и супермаркетов среднего и малого формата.
По данным Nikoliers, сейчас в торговых центрах Петербурга действует около 25 гипермаркетов. Преимущественно это магазины "Ашан", "Лента" и "О’Кей".