Приверженность к ЗОЖ породила новые форматы на рынке коммерческой недвижимости, которые стремительно набирают популярность.
За последние несколько лет на российском рынке коммерческой недвижимости появились новые форматы, которые смогли заинтересовать аудиторию не только пользователей, но и инвесторов. Вице–президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина относит к ним light industrial, спорт–резорты (с падел–кортами в том числе), медикал–спа, хилинг–отели, shop in shop и другие. "Это коммерческая недвижимость, подстроенная под текущие запросы общества", — поясняет она.
Развитие light industrial, например, обусловлено потребностью производственников в современных промышленных площадях, обострившейся на фоне вытеснения из мегаполисов заводов, и массовым редевелопментом бывших заводских площадок.
Shop in shop (в переводе с английского — "магазин в магазине") подразумевает выделение в работающем магазине зоны продаж нового бренда, иногда не имеющего отношения к ассортименту основного магазина. Для обоих ретейлеров такая коллаборация — возможность расширить аудиторию, а также сокращение издержек на аренду.
Большое количество форматов, связанных с медициной, здоровьем и спортом, — ответ на запрос населения на здоровый образ жизни.
Чаще всего мода на новые форматы идёт из Москвы как наиболее капиталоёмкого рынка, затем приходит в Петербург и другие города–миллионники.
Одним из препятствий для развития новых форматов на рынке является отсутствие подходящих с технической точки зрения объектов в нужных локациях.
"Например, термы с уличной зоной со всесезонным доступом требуют не просто свободного участка для размещения чаш бассейнов, но и дополнительных мощностей по воде и электричеству, получение и согласование которых требует не только дополнительных затрат, но и времени. Падел–корты идеально размещать в зелёных зонах, и как некапитальные объекты они должны получать согласования в упрощённом, по сравнению с капитальным строительством, режиме. Однако администрации парков обычно консервативны и на такие форматы смотрят скептически и настороженно, — перечисляет заместитель руководителя департамента продаж Российского аукционного дома Дарья Гончарова. — Как вариант можно рассмотреть существующие спортивные кластеры, выделяя в них зону для падела. Например, РАД недавно продал за 0,56 млрд рублей стадион “Связист” в Москве, потенциальные покупатели которого как раз рассматривали его под падел — несмотря на высочайший спрос, площадок для него в Москве сейчас не хватает, а стадион с кортами для классического тенниса идеально подойдёт для падела".
Модный спорт
Брокеры отмечают, что сегодня в Москве и Петербурге, а тем более в регионах имеется большой спрос на корты для падела при их серьёзном дефиците. Падел (падель) — похожая на теннис игра, набирающая популярность во всём мире. Для падела используется не такой большой, как для большого тенниса, корт.
По данным "Спорт Бизнес Консалтинг", на начало года в стране было около 40 падел–клубов и более 100 кортов. При этом сегмент привлекателен для бизнеса благодаря низкому порогу входа (от 10 млн рублей) и быстрой окупаемости (от года в зависимости от характеристик объекта). При росте популярности падела по стране востребованность в инфраструктуре будет только расти, отмечают брокеры.
Как развивается рынок термальных комплексов
Одним из наиболее активно развивающихся субрынков являются термальные комплексы. Они также отвечают запросам участников рынка недвижимости — такие объекты становятся якорями, привлекающими большой поток посетителей. Крайне заинтересованы в них операторы торговых комплексов, которые с развитием электронной коммерции вынуждены постоянно бороться за трафик.
За последние 3 года термы стали узнаваемым и популярным форматом отдыха и оздоровления для жителей многих регионов России, следует из исследования NF Group. Среди примеров интересных практик последних лет в компании отмечают совмещение фуд–холла с термами (с доставкой из корнеров к бассейну), предоставление услуги детской комнаты с куратором в момент посещения терм взрослыми, кафе с библиотекой для посетителей терм и т. д.
В среднесрочной перспективе ближайших 2–3 лет в термальных комплексах будет наблюдаться расширение уникального предложения инфраструктуры, услуг и event–составляющей, считают аналитики.
На начало 2025 года в России функционировали 60 термальных комплексов общей площадью 340 тыс. м2, включая пять объектов в Петербурге. В 2025 году ожидается открытие как минимум одного объекта — в составе ТРК "ЛЕТО" на Пулковском шоссе. За прошлый год по стране открылось 13 новых термальных комплексов общей площадью 70 тыс. м2.
“
"По мере развития рынка и появления новых термальных комплексов — городских курортов — растёт осведомлённость потребителей и, соответственно, спрос на этот формат досуга и оздоровления, что находит отражение во всё более высоких показателях посещаемости действующих объектов, — отмечает партнёр, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова. — Текущие объёмы строящихся терм уже позволяют прогнозировать, что 2025 год станет рекордным. При этом рынок растёт не только количественно, но и качественно. Появляются новые форматы и концепции, происходит деление термальных комплексов на классы".
Рынок коммерческой недвижимости демонстрирует взрывной рост интереса к нестандартным форматам, констатируют брокеры. Перспективы развития таких сегментов, как термальные комплексы и падел–корты, исключительно высоки. Это обусловлено не только повышением уровня жизни населения и ростом интереса к здоровому образу жизни и активному отдыху, но и явным дефицитом качественных развлекательных пространств на российском рынке. В целом ситуация создаёт благоприятную почву для инвесторов, готовых занять освободившуюся нишу и предложить уникальный продукт с высоким потенциалом рентабельности.