Рейтинг событий мая: новые станции метро, снос под ВСМ и рост турпотока

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

В мае среди самых читаемых материалов dp.ru оказались темы о новых станциях метро в Петербурге (35 тыс. просмотров), строительстве терминала ВСМ (27 тыс.) и росте турпотока (18 тыс.).

В гостях хорошо

Небывалый рост популярности внутреннего туризма рискует обернуться нехваткой мест в гостиницах и апарт–отелях Петербурга.
По прогнозам властей Северной столицы, к 2030 году показатель турпотока в городе может составить 18,3 млн человек. Из них 11,7 млн будут размещаться в гостиницах. Чтобы все гости смогли найти себе койко–место, номерной фонд в отелях необходимо удвоить или даже утроить.
По прогнозам Nikoliers, в ближайшие 3 года в Петербурге запланирован ввод более 11,5 тыс. номеров в апарт–отелях и почти 2,5 тыс. номеров в классических отелях, что может увеличить качественный номерной фонд в 1,5 раза.
Однако увеличение турпотока должно достигаться не за счёт наращивания мест в отелях и апартах, а через борьбу за бизнес — туризм в низкий сезон, развитие конгрессной инфраструктуры, зимние и межсезонные событийные поводы, уверен сооснователь и руководитель компании Hotel Advisors Сергей Данильченко. Если этим не заниматься, гостиничный бизнес столкнётся с усилением конкуренции и падением ADR (средней цены номера), ростом операционных расходов при снижении рентабельности, а также затяжными сроками окупаемости, особенно для кредитных проектов.
"Увеличивать номерной фонд отелей, не решив проблему сезонности, — значит обрекать новые проекты на низкую рентабельность", — убеждён эксперт.Существуют и нюансы, связанные со статистикой, поскольку довольно большая доля приезжающих в город с туристическими целями не регистрируются в гостиницах. С этой проблемой тоже необходимо разобраться, считают собеседники "ДП".
"Сейчас в разработке модели подсчёта туристов с помощью данных операторов мобильной связи. Они, на мой взгляд, могут дать более реалистичное представление, поскольку можно будет учесть тех, кто приехал с телефонами, зарегистрированными в других регионах и странах. Сейчас прогнозы и оценки нынешней ситуации нуждаются в более точном анализе. На мой взгляд, уже этим летом можно ожидать в Петербурге те же 12 млн туристов (в том числе в связи со сложностями на черноморском побережье, а также удорожанием иностранных туров)", — говорит заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Валерий Гордин.
Опасения аналитиков относительно нехватки гостиничного фонда оправданны лишь частично. Это касается только ключевых для города мероприятий. Например, на время Экономического форума количество гостей в городе увеличивается в разы. Дефицит номерного фонда в дни таких мероприятий будет наблюдаться. Но в остальное время город не будет испытывать острой нехватки средств размещения. В апартаментах мест также хватит. Кроме того, ещё не все посещающие Петербург туристы и деловые туристы "распробовали" апарт–отели. Большое количество бронирований, в том числе в корпоративном сегменте, приходится на классические гостиницы. В этом аспекте у апарт–отелей ещё есть запас роста. Но по мере увеличивающейся популярности этого формата, что уже отражается и в официальной статистике, глубина бронирования и исчерпания номерного фонда будет нарастать. Впрочем, новые апарт–отели тоже строятся, поэтому и здесь в перспективе проблем не будет. На окраины уходить точно не потребуется. Но появление проектов с условной специализацией вполне может быть. Например, в районах большой жилой застройки наличие апартаментов очень удобно для жителей, к которым приезжают гости из других городов.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"

Попали в десятку

В Петербурге активизировались споры о том, какие районы города нуждаются в новых станциях метро в первую очередь. Смольный, по всей видимости, видит приоритет в южном направлении.
Губернатор Петербурга Александр Беглов в отчёте перед Законодательным собранием пообещал, что к 2030 году город получит 10 новых станций метрополитена. В ближайшее время должны запустить "Юго–Западную" и "Путиловскую" на Красносельско–Калининской линии подземки. При этом, исходя из планов, представленных на сайте администрации, бросается в глаза желание властей продлить Кировско–Выборгскую линию через аэропорт Пулково, "Экспофорум" и Царское Село до технологической долины и новых жилых кварталов Пушкинского района.
Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев полагает, что станции "Юго–Западная" и "Путиловская" всё–таки удастся сдать именно в конце 2025 года, но если удачно сложатся все необходимые для этого факторы.
"А это прежде всего определённое в проекте условие, что отрезок будет сдаваться целиком, включая также и пересадочный узел со станции “Кировский завод” на “Путиловскую”. Думаю, что запуск станций метро “Юго–Западная” и “Путиловская” позволит разгрузить одну из самых загруженных в Петербурге станций метро “Проспект Ветеранов”, что, несомненно, положительно скажется на транспортном сообщении на юго–западе нашего города", — уверен он.
Петербургские власти уже не скрывают, что для ускорения строительства метро понадобится искать подрядчика из Москвы.
"Найти нового подрядчика не только для реализации проекта ввода двух новых станций, но и для дальнейшего активного развития метрополитена в Петербурге удастся довольно быстро, поскольку будут привлечены московские подрядчики. Тем более что один из кандидатов известен, скорее всего, это будет “Бамтоннельстрой–Мост”. Загруженность московских метростроителей в столице не будет препятствовать строительству новых станций в Санкт–Петербурге, так как резерв необходимых кадровых, финансовых и технологических ресурсов у московских компаний имеется. К сожалению, в условиях банкротства одной из ведущих компаний Санкт–Петербурга — ОАО “Метрострой” — проекты по развитию метро в нашем городе не развивались, а преемник, “Метрострой Северной столицы”, пока был не готов к реализации масштабных проектов по развитию метрополитена", — резюмировал Дмитриев.
Планы продления красной линии до Пулково и "Экспофорума" вполне реалистичны, но я бы не стал рассматривать их в качестве первоочередной задачи по развитию системы метрополитена в Петербурге. В Северной столице существует достаточно много густонаселённых жилых районов, которые пока не обеспечены доступом к метро. В качестве наиболее важных проектов по развитию петербургского метро я бы отметил строительство Красносельско–Калининской линии, которая должна связать юго–западные и северо–восточные районы города. Несмотря на то что работы по реализации проекта начались давно, его завершение ожидается не ранее 2030 года. Ещё одним важным приоритетом в контексте развития петербургского метрополитена является строительство кольцевой линии. Хотя обсуждение её создания продолжается уже несколько десятилетий, открытие пока остаётся делом отдалённой перспективы. Существует острая необходимость в продлении уже имеющихся линий метрополитена на севере и юге Санкт–Петербурга, где идёт активное строительство нового жилья. Как мне кажется, проект продления красной ветки метро до Пулково и "Экспофорума" может быть реализован силами петербургских подрядчиков, так как его техническая сложность не выходит за рамки имеющихся у них опыта и возможностей.
Евгений Михайленко
декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Большая зачистка

Центр Петербурга начали расчищать под новый терминал ВСМ. Инфраструктуру вокруг будущего транспортного узла ожидают глобальные изменения.
Владельцу бизнес–центра, расположенного на Лиговском проспекте, направили уведомление об изъятии здания под строительство многофункционального вокзального комплекса для ВСМ Москва — Петербург. Не исключено, что для подготовки территории потребуется изъять и другие объекты. Это полностью поменяет ситуацию с автомобильным трафиком и пассажиропотоком в районе Московского вокзала.
По мнению заведующего кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при правительстве России Александра Цыганова, новый терминал ВСМ позитивно скажется на привлекательности торгово–развлекательных центров в локации площади Восстания.
"Для пассажиров будет важно получить возможность комфортного ожидания своего рейса, поэтому дополнительных посетителей получат расположенные рядом отели, кофейни, кафе и рестораны, что актуализирует пространства на первых этажах для общественного питания и магазинов. Целесообразно повысить удобство перехода на станции метрополитена, чтобы потоки жителей и пассажиров ВСМ пересекались минимально. Сейчас переходы через Невский и Лиговский проспекты часто перегружены. Пока в окрестностях мало предложений коворкингов и мест для проведения переговоров, а места для проведения бизнес–конференций находятся пусть и на незначительном, но удалении", — рассуждает собеседник "ДП".
По его словам, с учётом минимизации времени на поездку можно предположить активизацию проведения международных и российских конференций одним днём, когда участник приезжает и уезжает после мероприятия в тот же день. Сегодня проведение мероприятий в Петербурге дешевле, чем в Москве, что может создать спрос на качественные площадки и их концентрацию вокруг будущего вокзала ВСМ.
Эксперт по устойчивому развитию территорий и цифровой трансформации девелопмента Александра Офицерова согласна, что терминал ВСМ имеет потенциал стать катализатором для комплексного преобразования прилегающих территорий, стимулируя развитие транспортной, социальной и коммерческой инфраструктуры.
"При комплексном подходе к проектированию и строительству терминала ВСМ возможно не только улучшить транспортную доступность между Москвой и Санкт–Петербургом, но и способствовать гармоничному развитию центральных районов города, сохраняя их историческую уникальность и обеспечивая комфорт для населения", — добавила она.
Конечно же, терминал высокоскоростной магистрали в районе Московского вокзала существенно изменит транспортную ситуацию. Это касается Лиговского проспекта, площади Московского вокзала. Тем не менее решение о размещении терминала ВСМ вблизи Московского вокзала — это абсолютно правильное решение с точки зрения общей нагрузки на транспортную инфраструктуру города. С этой точки зрения размещение терминала за пределами центра города, ближе к южной части, уменьшило бы нагрузку на ближайшую улично–дорожную сеть, в частности Лиговский проспект в районе Московского вокзала, однако увеличило бы общую нагрузку на всю транспортную инфраструктуру города. С этой позиции очень важно, что пассажиры высокоскоростной магистрали будут прибывать непосредственно в центр Санкт–Петербурга и дальше уже пересаживаться на внутренний городской транспорт общего пользования. С развитием высокоскоростной магистрали, терминала и увеличением объёмов пассажиропотока по железной дороге между Москвой и Санкт–Петербургом, скорее всего, придётся существенно поменять принципы транспортного обслуживания в центральной части на Лиговском проспекте, которые будут в первую очередь связаны с ограничением движения индивидуального транспорта. Потребуется существенное увеличение количества маршрутов, сокращение интервалов движения всего общественного транспорта, двигающегося через Лиговский проспект и площадь Московского вокзала. Это потребует новых ресурсов, в частности территориальных ресурсов, которые будут связаны с задействованием большого процента территории общего пользования улично–дорожной сети под работу именно транспорта общего пользования. И уже в значительном удалении будут организованы временные гостевые парковочные места для остановки индивидуального транспорта. От долговременного хранения индивидуального транспорта в этой части города придётся отказаться. Возможно, потребуется организация какой–либо транспортной либо удобной пешеходной связи между терминалом ВСМ и ближайшей станцией Петербургского метрополитена.
Михаил Якимов
член общественного совета при Ространснадзоре
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.