Строго по шаблону: что не так с российскими фильмами о спорте

Отечественным фильмам о выдающихся спортсменах стало сложно собрать кассу
кадр из фильма "Мистер Нокаут"

Фильмы о спорте занимают существенную часть отечественной киноафиши. Но собрать хорошую кассу им стало сложнее.

Только за последний год вышли или готовятся к выходу в прокат: "Диодорова. Против течения", "Панчер", "Легенда о самбо", "Триумф", "Роднина", "Первый на Олимпе", "Больше чем футбол", "Финал"… Жаль только, многие картины оказываются проходными, не вызывая никаких эмоций у зрителей, не говоря уже о кассовом успехе. Возможно, кто–то просто мечтает угнаться за лучшими образцами в этом жанре. Ведь старт у спортивного кино в России вышел многообещающим, а первые фильмы оказались весьма успешными в финансовом плане.
Большой отсчёт, по сути, начался с "Легенды № 17" (режиссёр — Николай Лебедев), выпущенной в 2012 году, — про судьбу самого известного российского хоккеиста Валерия Харламова. "Легенда" до сих пор считается одним из самых популярных отечественных фильмов нынешнего столетия.
Затем фурор ждал "Движение вверх" студии "Три Тэ" Никиты Михалкова — про баскетбольную битву сборных СССР и США на Олимпиаде–1972 в Мюнхене. Фильм не только собрал невероятные 3 млрд рублей в прокате в 2017–м при бюджете 450 млн, но и определил сюжет, который начнут усиленно эксплуатировать долгие годы — противостояние "наших против ненаших".
В "Тренере" Данилы Козловского, который вышел годом позже, показали реалии исключительно российского футбола — для несведущих. Получилось убедительно — удалось дважды собрать производственный бюджет (830 млн).
Из нефутбольных стоит отметить "Мистер Нокаут" — про боксёра, олимпийского чемпиона Валерия Попенченко. Со скромным бюджетом 150 млн собрали под 300 млн. Может, Сергей Безруков в одной из ролей помог.
Но на этом успехи практически и закончились. Хотя великих спортсменов в России хватает с избытком — прежде всего времён СССР.
Вышедший уже в 2021–м "Чемпион мира" занял третье место в топе самых кассовых спортивных фильмов за пятилетку. Но история про сложную победу шахматиста Анатолия Карпова над сбежавшим из Союза "диссидентом" Виктором Корчным (в исполнении Хабенского) не отбила огромный бюджет 700 млн.
Дальше пошло по нисходящей. Вышли, например, три среднебюджетные картины, где советскими футболистами восторгается Запад ("Стрельцов", "Одиннадцать молчаливых мужчин" и "Яшин. Вратарь моей мечты").
В сумме на них потратили более миллиарда, но по сборам едва отбился лишь "Стрельцов". Остальные крутили в пустых залах.

Поддержать динамику

А дальше — множество низкобюджетных фильмов (до 100 млн рублей), ни один из которых не выстрелил. Но никого, похоже, это не пугает. Российские продюсеры и режиссёры охотно возвращаются к жанру спортивных драм.
При этом на достоверности того, что показывают народу, люди из кино особенно не заморачиваются. Отсюда и периодически возникающие скандалы.
Как произошло с "Движением вверх", когда вдовы главного тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова подали иск к "Три Тэ". Их не устроило, как в фильме изображены личные взаимоотношения главных героев картины и их родственников. Дело дамам выиграть не удалось. Но в титрах в итоге вместо Кондрашина появился некий Гаранжин (в исполнении Машкова).
Если же говорить о типичных недостатках лент о спорте, то часто их обвиняют в шаблонности и банальности. Обычно в центре внимания — судьба команды или отдельного атлета, которые сталкиваются с поражениями, травмами, непониманием тренера и прочими вызовами.
Временный неудачник подходит к турниру или матчу не в статусе фаворита, но за счёт усердия, таланта, преодоления себя и в ряде случаев командной работы в итоге побеждает.
Этому описанию соответствуют и "Легенда № 17", и "Движение вверх", и большинство остальных киноработ.
Ещё один серьёзный минус, заставляющий зрителей скептически относиться к новинкам, — не получается перенести на экран "реальность" того вида спорта, о котором рассказывается.
Из–за скорости смены планов часто непонятно, что происходит на стадионе или площадке. В результате неподготовленному зрителю разобраться в показанных тонкостях тяжело, а для того фаната, кто знает изнанку любимой забавы, кино проигрывает в сравнении с настоящей трансляцией.
Бывает и наоборот. В угоду динамике режиссёры готовы идти на любые "исторические" фальсификации. Например, в том же "Движении вверх" мяч через раз попадал в корзину после бросков сверху.
Но в 1972–м такие броски встречались редко, а в НБА их даже запрещали. В итоге одни назвали эффектные слэм–данки на Олимпиаде в Мюнхене ужасным ляпом, другие — возможностью придать картине зрелищности и повысить интерес к теме среди тех, кто далёк от баскетбола.
Есть мнение, что фильмы о спорте зачастую снимаются не для его поклонников. Ведь болельщики редко ходят в кино. Считается, что такие фильмы преимущественно рассчитаны на женскую аудиторию. Поэтому почти обязательная часть сюжета — любовная интрига между главными героями. Желательно, чтобы ещё мужчина был признан покорителем дамских сердец.

Кто оплачивает кинопроизводство

Впрочем, несмотря на все нюансы, государство (если более конкретно — министерство культуры и Фонд кино) пока продолжает спонсировать фильмы о героях футбольных полей и ледовых арен. В этом есть своя логика: такие фильмы, показывающие положительные примеры преодоления трудностей, могут являться элементом патриотического воспитания.
Согласно правилам на невозвратной основе у Фонда кино компании поскромнее могут запросить на фильм до 60 млн рублей. У лидеров индустрии лимиты побольше.
Так, "Легенда о самбо" получила от государства именно 60 млн, "Одиннадцать молчаливых мужчин", "Мистер Нокаут" и "Стрельцов" — по 160 млн, а "Чемпион мира" — 350 млн.
Плюс какую–то часть средств Фонд кино даёт "в долг" — его потом необходимо вернуть. Остальные деньги на картину приходится добирать — кто как может. За счёт спонсоров или даже краудфандинга. Иногда берутся кредиты в надежде на будущий успех.
Появляются и ленты, снятые только на средства состоятельных спортивных федераций. Иногда клубов или их спонсоров.
Более того, они сами могут проявить инициативу и заказать картину, которая будет продвигать их любимый и пока не самый популярный вид спорта в массы — в прошлом или настоящем. Как, например, регби или гандбол.