Независимость ФРС США оказалась под угрозой

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке США (FOMC) вечером 7 мая должен объявить своё решение по базовой процентной ставке. Согласно консенсус–прогнозу экономистов, она останется без изменений — в диапазоне 4,25–4,5% годовых.
Хотя тревожные звоночки в американской экономике звучат: в I квартале 2025 года ВВП США сократился на 0,3%, что создаёт предпосылки для смягчения денежно–кредитной политики (ДКП). Да и президент страны Дональд Трамп не устаёт "пинать" своего финансового регулятора, требуя снизить ставку.
В "неделю тишины", когда руководителям Федеральной резервной системы США запрещено высказываться по вопросам ДКП, глава государства продолжает давление на свой центробанк. Он в очередной раз призвал снижать ставку, но теперь его призыв был обращён не к главе ФРС Джерому Пауэллу, которого Трамп назвал "полным снобом", а к другим членам FOMC.
"Я бы хотел, чтобы те люди, которые входят в совет директоров, заставили его это сделать", — заявил президент США.
Ранее Трамп обзывал Пауэлла за нежелание снижать ставку "крупным неудачником", "полнейшим тугодумом" и "мистером Слишком Поздно". Разумеется, глава ФРС, столкнувшийся с подобным буллингом, стремится как можно дольше откладывать момент снижения ставки, чтобы не выглядеть поддавшимся давлению слабаком. Тем более что формально у такой тактики есть основание, ведь долгосрочные цели ФРС — максимальная занятость и инфляция на уровне 2%. Поддерживать динамику ВВП положительной она не обязана.
В марте после очередного заседания FOMC Джером Пауэлл сообщил, что, по его мнению, торопиться с корректировкой ДКП не стоит. Тем более что действия администрации Трампа по массовому введению пошлин на импорт, безусловно, выступят проинфляционным фактором.
За противостоянием правительства и центробанка, происходящим в США, наблюдают финансисты и бизнесмены во всём мире. И не только потому, что эти драматические события разворачиваются в крупнейшей экономике. Вполне вероятно, что исход этого противостояния повлияет на саму концепцию независимого центробанка. Особенно если победа Трампа не приведёт к немедленным катастрофическим последствиям. Это позволит правительствам других стран, ссылаясь на опыт США, усилить давление на свои центробанки ради сиюминутной выгоды.