В Госдуме рассматривают возможность перенести вступление в действие законопроекта о локализации такси на март 2026 года, сообщили "Известия". Изначально предполагалось, что для работы в такси можно будет использовать только отечественные автомобили. Точнее, с достаточно высокой степенью локализации производства. Для оценки хотели разработать систему баллов.
Пока инициативу одобрили в первом чтении, но представители рынка продолжают настаивать, что закон создаст множество проблем и осложнит работу сервисов.
Пассажиры не доверяют
В пресс-службе сервиса такси "Максим" сообщили "Деловому Петербургу", что идея локализации средств производства, то есть самих автомобилей, понятна и оправданна, особенно с учётом того, как на автомобильный рынок повлияли санкции. Однако её реализация в законе не учитывает множество важных факторов.
“
"Действие закона в текущем виде совершенно точно не приведёт к достижению технологического суверенитета отечественной автомобильной промышленности. Но приведёт к развитию теневого извоза, формальным докладам о минимальном количестве закупленных отечественных автомобилей, банкротству транспортных компаний, неудовлетворенности граждан России качеством услуг такси", — считают в компании.
Эти же моменты отмечает управляющий директор такси "Ситимобил" и "Таксовичкоф" Дмитрий Коваленко. По его мнению, существуют риски, что поездки ещё больше вырастут в цене именно в переходный период. Однако, по его словам, закон не должен иметь обратной силы, то есть те автомобили, которые получили лицензию, будут "доезжать" свой срок.
“
"В целом отечественные машины таксопарки готовы покупать, но проблема в том, что наши пассажиры не хотят ездить на этих автомобилях", — подчёркивает Дмитрий Коваленко.
Он добавляет, что даже сейчас пассажиры отказываются от поездки на отечественном автомобиле, что влияет на количество заказов. Поэтому в дальнейшем может сложиться ситуация, когда автопарки не будут покупать российские машины именно из-за низкого спроса как у водителей, так и у пассажиров.
При этом в сервисе "Максим" отмечают, что ни в одном государстве мира не существует административного запрета на использование в такси автомобилей конкретных марок и стран производства. Развитой мировой практикой являются экономические программы стимулирования спроса на отечественные машины (где есть свои автопроизводства), постоянная разработка и совершенствование автомобилей, выпускаемых специально для использования в такси.
“
"Я не слышал про подобные законопроекты. Вроде бы как в Германии рекомендуют использовать автомобили собственного производства. Но там у людей, конечно, "тяжёлый" выбор из Audi, Mercedes, BMW", — шутит Дмитрий Коваленко.
Не всем по карману
Основным инструментом обновления автопарка остаётся лизинг. Так как он доступен только юридическим лицам, то и норма о локализации должна распространяться только на таксопарки, считают в "Максим". Физическим лицам (самозанятым) такой продукт вовсе недоступен. В отношении частных водителей, работающих на личных автомобилях и ограниченных максимальным годовым доходом 2,4 млн рублей, норма о локализации неприменима в принципе. Сейчас такая дифференциация в законопроекте отсутствует.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков убеждён, что необходимости в подобном законе нет вообще. Ведь таксопарки работают в рыночных условиях, закупают авто с учётом оплаченных утилизационных сборов. Российские автомобили в основном используются таксистами в регионах, а не в Москве и Петербурге. Он также подчёркивает, что сейчас все машины приобретают в лизинг. И при нынешней ключевой ставке оформляют его на 5 лет, чтобы была возможность платить лизинговые платежи. При этом через 5 лет этот автомобиль может превратиться в груду металлолома.
“
"Раньше таксопарки старались четырёхлетние машины отправлять на продажу или в утиль. А сейчас им приходится продлевать сроки службы и эксплуатировать машины до максимального износа. На сегодняшний день на дорогах Петербурга уже есть "Солярисы" с пробегом выше 600 тыс. км. Если закон примут, то, соответственно, спрос упадёт, а цены на авто явно повысятся. С другой стороны, таксопарки могут сделать и хитрее. Когда вводили утилизационный сбор, некоторые покупали машины заранее — перед его вводом. Поэтому перед официальным вступлением закона в силу они могут поступить аналогично, а потом ждать лучших времён", — заключает Булгаков.
Единственный критерий
Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге доктор экономических наук Александр Дмитриев положительно оценивает законопроект, но согласен, что он нуждается в определённой доработке. Например, можно расширить понятие "локализованный автомобиль", включив в него на первом этапе продукцию дружественных стран или те иномарки, которые собираются в России и ЕАЭС. Это позволит сохранить необходимый парк и обеспечить стабильность на рынке.
Это мнение поддерживают представители сервиса "Максим".
“
"Единственным критерием "локализованности" должен быть факт производства автомобиля на территории РФ. В полномочиях наших министерств — работать с автопроизводителями, заводить новых, создавать им такие условия, чтобы они переносили полный цикл производства на территорию России. И перевозчики тут совершенно ни при чём. Любой автомобиль категории М1, произведённый на территории России, должен подходить", — убеждены в компании.