"Пользы вижу мало": аналог Strava в Петербурге запустят в усечённом виде

В Петербурге неоднозначно оценили разработку сервиса "Профиль велосипедиста"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

В приложении "Парковки Санкт–Петербурга" появится новый цифровой сервис "Профиль велосипедиста". Авторы идеи говорят, что его функционал будет значительно меньше, чем задумывалось изначально.

Этим летом в Петербурге может наконец появиться цифровой сервис для велосипедистов. Его разрабатывают уже третий год, но в итоге он, похоже, будет не таким, как его задумывали авторы.

Обещанного долго ждут

В 2023 году одной из победивших инициатив в проекте "Твой бюджет 2.0" стала "Велосипедная экосистема Санкт–Петербурга". Авторы, активисты АНО "Петербургское велообщество", уже побеждали там и ранее. Благодаря этому в Пушкине открыли веломаршрут протяжённостью 3,1 км, а в Петроградском районе идут работы по оборудованию велопарковок.
Теперь же они предложили создать сервис, в котором велосипедисты смогли бы записывать данные о своих поездках, прокладывать безопасные маршруты и взаимодействовать с другими пользователями. Инициативу планировалось реализовать в двух форматах — это сайт с данными о велоинфраструктуре Петербурга и мобильное приложение. По словам руководителя АНО "Петербургское велообщество" Павла Хусу, такая система принесла бы пользу сразу нескольким целевым группам: велосипедистам, чиновникам, представителям малого и среднего бизнеса, а также кикшеринговым компаниям.
"Идея родилась с просмотра похожих сервисов, в том числе “Велогород.Online” в Южно–Сахалинске. Были полезные разработки, никак между собой не связанные. Мы хотели их объединить. Это позволило бы создавать в Петербурге более качественную велоинфраструктуру там, где она нужна и будет востребована", — говорит лидер проекта Николай Гарнов.
После победы в "Твоём бюджете 2.0" авторы "Велосипедной экосистемы" участвовали в ряде встреч с представителями комитета финансов, комитета по транспорту и Городского центра управления парковками (ГЦУП) — он отвечает за реализацию проекта. Совместно было составлено техническое задание. С этого момента разработка шла уже без участия авторов — они могли лишь со стороны наблюдать за развитием событий.
Летом 2024 года в ГЦУПе публично объявили, что новый цифровой сервис получит название "Профиль велосипедиста" и станет частью обновлённой системы Единого городского парковочного пространства (ЕГПП). Для определения подрядчика был объявлен конкурс и в сентябре заключён контракт с ООО "Девяносто один" на 127 млн рублей.
"“Профиль велосипедиста” станет частью уже существующего приложения “Парковки Санкт–Петербурга”", — подтвердили "ДП" в ГЦУПе.
Павел Хусу считает такое решение нелогичным. Нарушается основная концепция — вместо автономного сервиса велосипедисты будут пользоваться системой, предназначенной преимущественно для водителей. По его словам, функционал приложения выйдет громоздким и неудобным. Он не будет востребован велосипедистами, так как большинство из них не пользуются системой платных парковок.
Активист Николай Гарнов отмечает, что такой вариант был бы понятен только в случае создания единого сервиса для всех видов транспорта Петербурга.
Схожего мнения придерживается и транспортный аналитик Владислав Булгаков.
"Был бы смысл, если бы создавалось большое приложение, как, например, “Московский транспорт” с интеграцией всего движения: транспорта, каршеринга, кикшеринга, велосипедов. Здесь всё делается в рамках одной структуры — Городского центра управления парковками. Пользы в этом вижу мало. Единственное, что можно отметить, — сбор данных по поездкам, который позволит анализировать, по каким направлениям ездят велосипедисты", — поясняет он.
Точная дата появления "Профиля велосипедиста" до сих пор неизвестна. Первоначально ГЦУП обещал завершить все работы ещё в конце 2024 года. Теперь же комитет по транспорту планирует запуск сервиса во II квартале 2025 года. В Городском центре управления парковками "ДП" сообщили, что функционал будет запущен, когда завершится период тестирования. Вероятно, это произойдёт в июне 2025–го.

Ограниченные функции

Согласно материалам технического задания, "Профиль велосипедиста" будет включать в себя четыре раздела. Первый — непосредственно сам аккаунт, в который можно войти с помощью приложения "Парковки Санкт–Петербурга". Пользователи смогут просматривать треки и статистику своих поездок, а также получать цифровые награды за различные достижения.
Второй раздел позволит прокладывать маршруты с учётом наличия велодорожек, парковок и проблемных мест. Велосипедисты смогут не только записывать новые треки, но и загружать уже существующие в форматах gpx, kml, kmz, tcx и fit.
Третий раздел предполагает создание тепловой карты, на которой будет отображаться уровень интенсивности поездок. Пользователи смогут отмечать на карте велопарковки и веломастерские, а также наносить временные метки ДТП, ям и гололёда.
В последний раздел планируется включить опросы, новости и режим обратной связи. Всё это — лишь часть того, что изначально было предложено в концепции. Авторы хотели добавить тестирование на знание правил дорожного движения, возможность создавать сообщества по интересам, организовывать веломероприятия, отправлять данные о парковке автомобилей на велодорожках и многое другое.
Как сообщают активисты Петербургского велообщества, во время встреч с представителями комитетов обсуждался второй этап разработки сервиса, в который могли бы войти эти функции. Но будет ли это реализовано — остаётся под вопросом.

Не просто километры

Велосипедисты относятся к грядущему запуску "Профиля" противоречиво. Часть считает, что сервис может быть полезным и станет заменой ушедшим из России приложениям, таким как Strava. Другие настроены скептично. "Экосистема — это хорошо, но чистая велоинфраструктура лучше", "Никакими приложениями не пользуюсь и не стану", "Зачем на это тратить бюджет?" — такие комментарии оставляли пользователи в социальных сетях.
"Наблюдение за реализацией проектов научило горожан тому, что итог может быть далеко не таким, каким его задумывали авторы. Иногда инициативы “Твоего бюджета” получали одобрение и выигрывали, но так и не были реализованы. Например, в Адмиралтейском районе более 6 лет назад победила идея создания веломаршрута от Дворцовой площади до Новой Голландии. Несмотря на все согласования, проект не выполнили", — комментирует Павел Хусу.
Эксперты Северо–Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры "Пошли–поехали" относятся к идее создания "Профиля велосипедиста" в целом положительно. При этом они подчёркивают, что для велосипедистов важно, чтобы разработка сервиса шла прозрачно, с привлечением авторов, пользователей и экспертного сообщества. Такой подход — залог выстраивания взаимного доверия и повышения востребованности приложения.
"Мы провели внутренний мини–опрос и увидели, насколько разными бывают сценарии и потребности: от поиска попутчиков и безопасных маршрутов до кнопки SOS при ДТП или поломке. Людям важно не просто отслеживать километры, а быть частью сообщества, участвовать в улучшении инфраструктуры, решать бытовые задачи", — делится член ассоциации "Пошли–поехали" Константин Мазеин.