"Сейчас дизайн далёк от идеала": можно ли спасти ларьки в центре Петербурга

Петербургские архитекторы поспорили о судьбе киосков в историческом центре
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Архитекторы призывают подумать над тем, как осовременить петербургские киоски, вместо того чтобы их убирать.

Киоски — одна из разновидностей нестационарных торговых объектов (НТО). Архитектурный облик НТО значим, в частности, потому, что, по подсчётам "ДП", многие из них (более 600) находятся в историческом центре (на территории объекта исторического наследия ЮНЕСКО). В границах памятников архитектуры может находиться около 160 НТО. Больше всего среди памятников их, по–видимому, в Приморском парке Победы (который, напомним, охраняется как объект культурного наследия).
В последнее время много пишут о пересмотре схемы размещения нестационарных торговых объектов и перспективе закрытия ряда торговых точек в центре города. Профильные комитеты отказывают в согласовании некоторых объектов. "ДП" спросил архитекторов о том, соответствуют ли киоски облику города и какими они должны быть.

Ленинградская традиция

У ларьков в Петербурге обширная история. Только с 1990–х годов облик этих объектов несколько раз менялся. В советское время к киоскам пытались подходить системно. "Ленинградские киоски отличаются традиционной строгостью и изяществом, они разнообразны и вместе с тем выполнены в едином стиле, вписываясь в ландшафт как старой части города, так и современных жилых районов", утверждалось в книге "Новое в благоустройстве Ленинграда" ("Лениздат", 1973 год).
Облик сооружений увязывали с законами технической эстетики, выделяя объекты тех или иных типов цветом, шрифтами или эмблемой. По задумке, это должно было помочь пешеходам лучше ориентироваться в городе. Ларьки были типовыми, они делались из сборных деталей (алюминия, стекла и пластмассы). Номенклатура киосков включала летние кафе, торговые киоски (цветочные, табачные, "Союзпечати", продажи мороженого и напитков), а также телефоны–автоматы, справочные бюро и, например, будки для чистки обуви.

Ларёк или киоск

По современному госстандарту "Торговля. Термины и определения" киоск — это нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляется хранение товарного запаса. В ГОСТе есть ещё палатка. Это НТО, представляющий собой оснащённую прилавком легковозводимую сборно–разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенное для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли.
В прошлой редакции ГОСТа вместо палатки использовался термин "ларёк", а "палатка" была помечена как недопустимый термин. Сейчас же ларёк убран из госстандарта.

Эстетика торговли

Требования к облику киосков определяются правилами благоустройства Петербурга в части эстетических регламентов. Эти регламенты были утверждены в 2017 году. Потом в них несколько раз вносились изменения. По правилам объект согласовывается в упрощённом порядке (проектирование не требуется), если он соответствует типовым проектам (или составлен из типовых модульных секций), которые являются частью регламентов. Предусмотрено несколько вариантов облика киосков (более классических, с увенчанными капителями колоннами и другими традиционными для центра элементами, и более современных, но всё равно весьма строгих, для окраин).
В любом случае киоски предписывается исполнять в коричнево–серых тонах. Типовая площадь составляет 4,4 или 5,4 м2. По правилам благоустройства города возле киоска обязательно должна стоять урна. Добавим, что эстетические регламенты задают требования и к урнам (их предусмотрено несколько видов), и к некоторым другим элементам благоустройства города, связанным с торговлей. Например, пюпитр для предприятий общественного питания делается из дерева (дуба, бука или имитации) и включает герб города.

Цена вопроса

В 2023 году, по данным "Контур.Закупок", городское предприятие "Организатор перевозок" заключило контракт на поставку шести киосков по продаже проездных билетов примерно за 6 млн рублей (это один из нескольких похожих контрактов организации, взятый для примера). К техническому заданию были приложены эскизы из эстетических регламентов, то есть речь шла о стоимости типовых конструкций. Размер киоска составляет 2 на 2 м, высота не менее 3,4 м. Окно для покупателей должно располагаться на высоте 1,3 м.
Каркас киоска является несущей сварной металлоконструкцией, выполненной из профилированных труб, а стены — из плит ДСП, облицованных оцинкованной сталью. Декоративный орнамент на глухих поверхностях выполняется из труб. Крыша делается съёмной для сохранения в будущем возможности установки кондиционера.
Чтобы временные павильоны (и другие малые объекты: остановки транспорта, киоски, вывески, МАФы, опоры освещения и пр.) органично и тактично вписывались в историческую городскую среду, они должны быть чем–то абсолютно современным, элегантным и визуально очень лёгким, то есть настолько футуристичным и даже инопланетным (не знающим законов гравитации), чтобы никак не менять собою исторический архитектурный ландшафт. Возможно, они должны быть сделаны из просветлённого стекла, гнутого планарного остекления и ажурных металлических каркасов. Но как только дизайн этих объектов начинает мимикрировать под историзм в таком как бы ретродизайне или стим–панке, пытаясь подражать классицизму или модерну, то результат выходит обычно нелепый или смехотворный. То, что появляется в исторической среде сейчас, должно (и это полностью в духе Венецианской хартии 1964 года) нести в дизайне печать своего времени и никоим образом не подделываться под артефакт прошлого (как пытались в своё время сделать, скажем, на Сенной площади). Это как если бы в музейном зале, где выставлены оригиналы Тициана или Рембрандта, повесили рядом жалкие копии или подделки без разъясняющих подписей, где что висит. А вот современные интерьеры, светильники и музейная мебель в ультрасовременном дизайне никак не девальвируют старинные артефакты, наоборот выявляя их ценность приёмом контраста. В нашей эстетике нет ничего плохого, чтобы ею не гордиться, как мы можем гордиться достойно спроектированным автомобилем, гаджетом или самолётом. Любая попытка облицевать ларьки в стиле гимаровских козырьков парижского метрополитена эпохи ар–нуво заканчивается фиаско и девальвацией среды и её исторической ценности. А вот современные и футуристичные козырьки метро в историческом центре Бильбао по проекту Нормана Фостера выглядят очень достойно и тактично.
Филипп Никандров
главный архитектор института "Горпроект"
Мне кажется, что убирать киоски не надо, не нужно устраивать "ночь длинных ковшей", как было в Москве. Эта архитектура — важная часть города. Не думаю, что должен быть один дизайн–код. Всё сильно зависит от окружения, от точки города, где ставятся киоски. Ларьки на Невском проспекте и в Мурино должны быть разными. Киоски — это городские объекты, и, конечно, их должны разрабатывать архитекторы и дизайнеры. Это городская мебель, она должна быть сделана архитектором и вписываться в контекст. Эти объекты должны быть разными и в зависимости от назначения. Например, киоски, в которых сидели люди, чистящие обувь, были похожи на маленький домик с треугольным фронтоном. Там висели лампы, была маленькая скамеечка для посетителей, откуда можно было наблюдать за работой сапожника. Другой формат — цветочные павильоны, которые, скажем, стоят на Петроградской уже около 20 лет, они тоже вполне милые.
Сергей Мишин
руководитель архитектурной мастерской Studio–MISHIN
Я делал разные ларьки, когда шла подготовка к 300–летию Петербурга, занимался тогда зонами общественного питания на вокзалах и вокруг них. Тут проблема не во внешнем виде, а для чего ларёк предназначается и как он обслуживается. Неправильно в ларьке размещать общепит, потому что образуется много отходов. А как место продажи газет, книг, сувениров или, например, место зарядки телефонов — почему нет? Они не должны быть громоздкими сооружениями, это скорее небольшие изделия, как, скажем, афишная тумба. Такими, чтобы их легко можно было привезти и увезти. А по внешнему виду они могут быть как ультрасовременными, так и исполненными в ретростиле. Например, почему, условно, на Дворцовой площади не может быть современного ларька? Он может простоять там какое–то время, а потом быть заменён на другой в стиле ретро — это ведь временные объекты. При этом в случае серийного изготовления ларьки могут быть типовыми изделиями.
Александр Кицула
руководитель архитектурной мастерской "Я. К."
Киоски — предмет для качественного современного дизайна, учитывающего при этом окружающую архитектуру. Это не должны быть только исторические отсылки и детали. Сейчас, по–моему, дизайн таких объектов далёк от идеала. Он довольно примитивен, это такие элементарные стеклянные конструкции. Иногда они напоминают афишные тумбы. Чтобы создать качественный дизайн, должна быть конкурсная процедура — так же, как в архитектуре.
Владимир Линов
доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ