Малый бизнес Петербурга страдает от просрочек платежей в госзакупках

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Сегмент госзакупок у малого и среднего бизнеса переживает настоящий бум и растёт рекордными темпами. Но несмотря на выгодные условия и льготы, тендерные процедуры всё ещё пугают предпринимателей сложностью и потенциальными рисками.

Корпорация малого и среднего бизнеса (КМСП) по итогам 2024 года отчиталась о новом рекорде — сумма контрактов крупных госзаказчиков с малым бизнесом в стране впервые превысила 9,6 трлн рублей. По сравнению с 2023–м рост составил более 20%.
По правилам, действующим с 2022 года, госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объёма закупок. При этом 20% стоимостного объёма должно приходиться на спецторги только для малых предприятий.
По данным "Контур.Фокус", сумма закупок в стране только в рамках 223–ФЗ, который как раз и содержит положения о спецторгах, выросла с 2,17 трлн рублей в 2022 году до 2,33 трлн рублей в 2024–м. Количество закупок также увеличилось: с 476 тыс. процедур в 2022 году до 563 тыс. процедур в 2024–м.
Петербург, по статистике КМСП, занимает второе место среди российских регионов по общему объёму закупок крупных госкомпаний у малого бизнеса (801,4 млрд рублей), а также третье место по приросту объёма договоров, прибавив за год 119,5 млрд рублей.
За закупки бюджетных учреждений в Петербурге отвечает комитет по госзаказу Смольного. По его данным, в 2024 году городские госучреждения заключили с МСП 228,6 тыс. контрактов на 217,3 млрд рублей. Это более 71,1% от общего количества и 39,9% от общей суммы заключённых контрактов. Рост к 2023 году составил 3,3 п. п. по количеству и 0,3 п. п. — по сумме.
При этом в лидерах оказались микропредприятия. На их долю пришлось 54,2% контрактов от общего количества (против 51,6% годом ранее).
По оценкам комитета, объём закупок по 233–ФЗ у МСП по итогам 2024 года составил 107,9 млрд рублей, что соответствует 75,3% от общего объёма заключённых договоров, то есть в 3 раза больше установленного минимума. Прирост к 2023–му годового объёма закупок составил 26,3 млрд рублей, или 32,3%.
Объём закупок по специализированным торгам, участниками в которых могут быть только субъекты МСП, в 2024 году составил 52,5 млрд рублей. Это 36,7% от общего объёма договоров заказчиков. Прирост к 2023 году составил 12,3 млрд рублей, или 30,7%.

Востребованные направления

Малые и средние предприятия в Петербурге могут претендовать на контракты в самых различных отраслях.
"Главные отрасли закупок с участием МСП: строительство (30%), социальная сфера (20%), IT (15%), транспорт (10%), коммунальные услуги (8%), образование (7%), общественное питание (5%)", — говорит руководитель отдела финансового и управленческого консалтинга ООО "Институт проблем предпринимательства" Евгений Гуляев.
По данным комитета по госзаказу Петербурга, основной объём контрактов, которые находятся в зоне контроля ведомства, приходится на поставку хозтоваров и "канцелярки", пищевых продуктов и организацию питания в школах, больницах и других учреждениях, поставку лекарств и медицинских изделий, стройматериалов, мебели, а также на обслуживание и ремонт разного оборудования, разработку проектно–сметной документации, ремонт помещений и строительные работы, благоустройство и озеленение, медицинские и образовательные услуги и охрану.

Зачем МСП участвовать в госзакупках

"МСП способны быстро закрывать небольшие потребности: поставлять ограниченные партии товаров или оказывать услуги в сжатые сроки. Это особенно важно для крупных корпораций, которым не всегда целесообразно привлекать крупных поставщиков для небольших контрактов. Закупки по 223–ФЗ обеспечивают гибкость и скорость, создавая эффективный баланс между спросом и предложением на рынке", — объясняет эксперт "Контур.Закупки" Василий Данильчик. Малые предприятия в свою очередь получают стабильные доходы и рынки сбыта, расширение клиентской базы и укрепление репутации. В конечном итоге это ведёт к повышению конкурентоспособности небольших компаний.
"Госзаказы обеспечивают долгосрочные контракты и финансовую устойчивость. Работа с госструктурами снижает риски неоплаты по сравнению с частным сектором. А успешное выполнение госконтракта повышает доверие клиентов и партнёров", — подтверждает Дарья Шаченок, генеральный директор компании "Авто Менеджмент", оказывающей услуги по аренде автотранспорта с экипажем.
Влияние МСП на рынок сбыта выражается в росте объёмов продаж, создании конкуренции и цепочки добавленной стоимости.
"Это приводит к развитию региональной инфраструктуры, улучшению логистики и созданию новых рабочих мест, что в целом способствует совершенствованию всех связанных отраслей", — указывает Евгений Гуляев.

Беды от незнания

Сотрудничество госкомпаний и госучреждений с МСП выгодно обеим сторонам, однако одной из ключевых проблем для малого и среднего бизнеса при участии в гостендерах остаётся незнание законодательства.
"Многие поставщики поверхностно изучают нормы 44–ФЗ и 223–ФЗ: не разбираются в процедуре торгов, не знают, как подавать запросы на разъяснение документации и отстаивать свои права в ФАС и суде. Это приводит к серьёзным последствиям. Например, поставщик, выиграв тендер, может пропустить срок заключения контракта. В таком случае заказчик вносит его в реестр недобросовестных поставщиков, лишая компанию возможности участвовать в закупках на 2 года", — рассказывает Василий Данильчик.
Также нередко поставщики закупают товар и подключают сервисы, не изучив спрос и конкуренцию перед выходом на торги.
"Компания решает поставлять оборудование, но на этапе участия в закупке узнаёт, что заказчику нужна не просто поставка, а полный комплекс услуг — доставка, установка и последующее обслуживание. Если не учитывать такие требования, участие в закупках может оказаться невыгодным или даже невозможным", — советует эксперт "Контур.Закупки".
Нередко задачи тендерного специалиста пытаются распределить среди сотрудников, не имеющих опыта в закупках. Бухгалтер или менеджер по продажам вынужден разрываться между своей основной работой и разбором норм сложного законодательства. Впрочем, порой конкурсная документация заставляет ломать голову даже профессионалов.
Наличие статуса МСП даёт небольшие финансовые преимущества (сроки оплаты, отмена обеспечения), но технически не упрощает процесс участия в закупке. Документация по закупке обычно очень сложна для понимания. Штатные юристы, а порой и внешние специалисты, постоянно работающие в сфере закупок, не всегда могут понять, какой пакет документов нужно подать.
Возможности защиты для МСП тоже не проработаны. Административная практика может различаться от региона к региону, что приводит к непредсказуемым результатам. "Судебная защита экономически совершенно неэффективна: высокий порог судебных расходов, длительность судебного разбирательства, невозможность взыскать упущенную выгоду от потерянного контракта", — утверждает ведущий юрисконсульт "ЦПО групп" Максим Прокопенко.

Финансовые барьеры

Прибыль от участия в закупках может оказаться ниже ожидаемой. Часто это связано с тем, что предприниматели не учитывают затраты, связанные с участием в закупках, говорит Василий Данильчик. Новички могут забыть о расходах на оформление электронной подписи, комиссии торговых площадок и сервисов для поиска закупок. Эксперт предупреждает о необходимости заранее рассчитывать все затраты и включать их в рентабельность каждой закупки.
"Недостаток оборотных средств создаёт трудности, так как торги часто требуют предварительных вложений. Также маломасштабным компаниям сложно предоставить банковские гарантии из–за высоких требований к кредитоспособности", — подчёркивает Евгений Гуляев.
По оценкам специалиста, в 25–30% случаев возможны задержки выплат со стороны заказчиков, которые длятся от нескольких дней до месяцев. Нарушения условий договора встречаются нечасто, но около 15–20% контрактов имеют и такие проблемы.
"Для корпоративных заказчиков характерна политика отсрочки платежей в отношении поставщиков из сектора МСП, особенно грешат этим крупные корпорации. Операционные риски связаны прежде всего с недостаточной рентабельностью участия в закупках, которые влекут за собой дополнительные издержки инвестиционного, операционного и административного характера. Ну и наконец, демпинг со стороны конкурентов либо выдавливает МСП из конкурсной процедуры, либо приводит к убыточности исполнения контракта", — говорит профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко.
Существует и практика создания подконтрольных МСП для выполнения квоты малого бизнеса в закупках. В ряде случаев корпоративный заказчик апеллирует к необходимости соблюдения технологических требований и осуществления технадзора. Всё это ограничивает доступ на рынок закупок новым участникам.
"Конкуренция среди МСП высока, а маржинальность заказов часто ниже, чем в коммерческом секторе", — отмечает и Дарья Шаченок.
Сроки подписания актов и оплаты могут быть "несоизмеримо долгими", говорит предпринимательница. При этом для исполнителей предусмотрены жёсткие штрафные санкции — даже за незначительные нарушения контракта бизнес может попасть в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Есть риск столкнуться с картельным сговором и "заточенными" под конкретных поставщиков тендерами.
"Госзакупки остаются важным рынком сбыта для МСП, но требуют грамотной подготовки. Чтобы минимизировать проблемы, предпринимателям приходится тщательно изучать требования заказчиков, использовать электронные торговые площадки, привлекать юридическую поддержку, а также быть готовыми к любым рискам, так как практика судов и ФАС неоднородна", — констатирует руководитель транспортной компании.