В Петербурге развязали морской узел с китайским суднами

Автор фото: Роман Яндолин / архив "ДП"
Автор фото: Роман Яндолин / архив "ДП"
Адвокатское бюро "Инмарин" оказало юридическую помощь российской компании в привлечении судов технического флота для дноуглубления и укладки трубопроводов в России. Клиент бюро — петербургская компания — подрядчик по строительству, реконструкции и ремонту объектов нефтегазовой отрасли, представленная на всех крупнейших месторождениях России.
Специалисты "Инмарин" разработали организационно–правовую модель финансирования, строительства и фрахтования судов китайской постройки. В рамках проекта были решены вопросы структурирования сделок по строительству, обеспечению прав иностранного инвестора из дружественной юрисдикции и передаче судов в управление компании из России.
Особенность проекта — в строительстве судов по техническим нормам КНР и отсутствии практики регистрации таких судов как в российском регистре, так и под иностранным флагом, что потребовало от экспертов подробных консультаций с иностранной верфью по выпуску документов.
В результате клиенту бюро удалось сэкономить более 500 млн рублей, поскольку не потребовалось привлекать к проекту суда, построенные и классифицированные в ЕС.
"Это, конечно, такой 6D–эффект на трансграничный проект приобретения судна, взгляд со всех сторон — коммерческой, морской, таможенной, налоговой, административной, технической (вопросы годности к плаванию), — объясняет сложность проекта управляющий партнёр адвокатского бюро “Инмарин” Кирилл Маслов. — С другой стороны, это, конечно, необходимость набраться терпения, чтобы весь пазл такого видения собрался, выдержался и приобрёл проектное решение. Подчеркну: крайне важный залог успеха в таких крупных проектах — чтобы всё было заранее оценено, исследовано, проанализировано и решено со всех сторон регулирования".
Подобные проекты, по мнению юристов бюро, имеют характерные особенности. Например, это кажущаяся длительность всего процесса, но на самом деле время, отведённое на проект, стремительно пролетает. К слову, бюро начинает работу над подобными проектами с визуализаций планов–графиков по этапам и стадиям выпуска документов. При этом юристы объясняют заказчику значимость каждого аспекта, его преимущества и ценность. Такой подход позволяет находиться с доверителем на одной волне и в единой парадигме развития событий.
Другой аспект — это отраслевая уникальность. В бюро нередко обращаются клиенты с большим опытом в других отраслях. Однако, по словам Кирилла Маслова, нельзя логику бизнес–процессов из сферы спецтехники, трейдерства или FMGG переложить на морской транспорт и судоходство.
"Это всегда свои требования к документам, своё регуляторное пространство, — поясняет эксперт, — и мы всякий раз выступаем в качестве своего рода дайв бадди, который комфортно и мягко погружает клиента в мир морского транспорта".
По мнению помощника адвоката адвокатского бюро "Инмарин" Анны Кузнецовой, этот проект был интересен опытом прямого контакта с верфью по разработке и согласованию набора выпускаемых документов. Бюро переработало содержание документов под необходимые требования для регистрации судов. "А там было много необычного, — вспоминает Анна Кузнецова. — Чего стоила только вместимость судна в килограммах, допускаемые округления чисел по расчёту остойчивости судна или же практика заверения документов. О регистрации под российским флагом с первоначальным вариантом документов и речи не могло идти".
В этом проекте, обращает внимание партнёр бюро Константин Бречалов, использовался такой таможенный режим, как переработка (это такая процедура, при которой иностранные товары используются на территории ЕАЭС в установленные сроки с освобождением от уплаты пошлин, налогов и т. д. — Ред.), актуальность которого сегодня, возможно, будет расти. "Возможности российской ремонтной базы сейчас увеличиваются, на фоне конкурентности цен достроить, доработать судно в нашей стране под национальные требования — вполне выгодное, умное решение", — считает Константин Бречалов.
Такой подход позволяет снизить расходы, исключить риски несоответствия судов отечественным требованиям и ускорить ввод в эксплуатацию. В итоге бюро получило опыт выстраивания алгоритма таможенных, налоговых и административных процедур таким образом, чтобы обеспечить переоборудование и модернизацию судов в соответствии с требованиями российского законодательства и затем перейти к ввозу в страну и эксплуатации. Решение многоступенчатое, но эффективное, так оценивает проделанную работу Константин Бречалов.
Подобные кейсы сложно назвать распространёнными, но и получить подобный проект нелегко. В данном случае в пользу "Инмарин" сыграла концепция, положенная в основу ещё на этапе создания бюро, считает Кирилл Маслов. По его словам, она заключается в создании эксклюзивного альянса, объединяющего высококвалифицированные кадры — морских адвокатов, капитанов, инженеров, сюрвейеров, экономистов.
"В целом к нам обращаются, когда требуется обеспечить стратегический баланс между правом, бизнесом, технологиями, финансами и менеджментом, — считает управляющий партнёр адвокатского бюро. — Наши ключевые преимущества — это глубина и многосторонность экспертизы, мы предлагаем нашим доверителям решения, дающие реальное управление морскими проектами, а не просто советы".