В России появится сертификация IT–специалистов от Минцифры. Раньше такие экзамены проводили зарубежные компании, но из–за санкций доступ к ним теперь закрыт.
Минцифры запускает эксперимент по выдаче сертификатов разработчикам ПО для подтверждения их навыков. Участие добровольное и бесплатное — пройти тестирование сможет любой специалист, независимо от уровня образования и места работы.
После регистрации на специальной платформе и прохождения тестирования сертификат и результаты в электронном виде появятся в личном аккаунте на "Госуслугах". Показывать ли сертификат потенциальному работодателю, решает сам разработчик. Эксперимент продлится до 31 декабря 2026 года.
В Минцифры считают, что тестирование поможет сократить образовавшийся на рынке труда разрыв между джунами и сеньорами — первых слишком много, а вторых катастрофически не хватает. Оператора платформы для тестирования выберут из числа организаций, подавших предложения. Ранее СМИ со ссылкой на источники сообщали, что министерство прорабатывает механизм тестирования IT–специалистов с компанией HeadHunter.
На смену иностранцам
До сих пор неизвестно, какие именно навыки будут проверять у разработчиков, учитывая большое разнообразие языков программирования и их уровней, а также операционных систем, оборудования и гаджетов, на которое устанавливается ПО. Также пока непонятно, будет ли подобный эксперимент расширен на других IT–специалистов, например на тестировщиков и инженеров. В Минцифры "ДП" сообщили, что пока не могут уточнить подробности.
Тестирование и сертификация IT–специалистов — не нововведение. Эту практику давно используют в мире, сертификаты выдают международные компании–бигтехи. Например, для специалистов в сфере облачных технологий существуют сертификаты Google Cloud. Сертификат Cisco Certified Network Associate (CCNA) подтверждает знания и навыки в области сетевых технологий. Microsoft Certified Professional (MCP) — компетенции в работе с продуктами компании. Однако из–за ухода западных компаний из России получить международный сертификат стало практически невозможно. Поэтому перенимать эстафету пришлось отечественным компаниям.
Например, международный сертификат Oracle по Java выпускался на 2 года, его наличие требовалось в описаниях многих вакансий и тендерных требованиях. Теперь, получается, в России нет специалистов с действующим сертификатом, отмечает директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов.
"Поэтому взамен сертификации Oracle мы совместно с УЦ IBS и фондом “Сколково” подготовили, протестировали и запустили отечественную сертификацию Java–программистов, взяв лучшее из международных тестов и добавив отечественную практику, возможность сдавать экзамен на русском языке и так далее", — говорит он.
Исполнительный директор АО "СиСофт Разработка" Михаил Бочаров обращает внимание на то, что в России уже есть свои сертификаты. Например, "Основы цифровой трансформации" от АНО "Цифровая экономика" подтверждает базовые знания в области цифровой трансформации. "ИТ–профессионал" от Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) — программа сертификации, направленная на подтверждение профессиональных компетенций в сфере информационных технологий.
В пресс–службе "Труконф" рассказали, что IT–компании часто сами сертифицируют специалистов — например, так делают ГК "Астра", "Софтлайн" и сама "Труконф".
"Согласно исследованию “Труконф” и hh.ru, вместе с развитием и ростом рынка корпоративных ВКС компании, которые используют эти решения, стали на 55% чаще требовать от нанимаемых специалистов соответствующие навыки работы. Чтобы упростить для IT–специалистов процесс получения необходимых навыков, мы запустили собственный центр сертификации", — поясняют там.
Новый стандарт
До 2022 года на позициях уровня "сеньор" наличие того или иного сертификата зарубежного вендора было весьма распространённым требованием. За последние 2–3 года вакансий, требующих наличия таких сертификатов, стало значительно меньше, замечает генеральный директор "Ланит–Терком" Вадим Сабашный.
“
"Также сертификат важен при участии в закупках. К сожалению, многие компании до сих пор включают в требования к квалификации специалистов иностранные сертификаты. Однако предположу, что эта ситуация изменится и закупщики поменяют требования на российские", — добавил он.
Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" Кирилл Семион подчёркивает, что сертификация должна приводить к положительному эффекту, который может, например, выражаться в виде повышения стоимости услуг сертифицированного специалиста или организации. Для потребителя это может стать дополнительной гарантией качества услуг. Но подтверждением сертификации должен заниматься регулятор.
“
"Ситуация, когда по сути интернет–площадка претендует на роль принимающего решения, — немного странная. Кто будет гарантом данной процедуры сертификации? Все эти вопросы работодатели и зададут, прежде чем оценить роль официального подтверждения навыков соискателей", — отмечает эксперт.
"Говоря о сертификации в IT, важно понимать: это не просто корочка, а реальный инструмент, подтверждающий профессионализм специалиста. Для айтишников международные сертификаты по управлению проектами или по работе с облачными платформами давно стали золотым стандартом и открывают доступ к ведущим мировым рынкам", — комментирует Василий Саутин, руководитель дирекции развития бизнеса IBS. Инициативу Минцифры он оценивает положительно.
“
"Наши сертификаты могут учитывать специфику локальных процессов — от задач импортозамещения до работы с отечественным ПО. Это открывает новый горизонт как для IT–специалистов, ищущих признание, так и для бизнеса, которому нужны компетентные кадры. Я вижу в этом большой потенциал: со временем российские сертификаты закроют внутренние потребности и станут конкурентоспособными на международной арене. И тогда это будет уже не про замену, а про новый стандарт, который мы создадим сами", — уверен Саутин.
Смотрят не на бумажку
Руководитель тренинг–центра группы "Рексофт" Григорий Силкин считает, что идея как–то унифицировать специалистов логична, но реализовать её сложно. "Первостепенным артефактом должны быть матрицы компетенций — требования, что должен знать и уметь условный программист на каждом уровне (джун, миддл, сеньор, лид). Причём отдельно по каждому направлению: Java–программист, отдельно C#, отдельно Python", — объясняет он.
Компетенции для сертификации должны быть гибкими, соглашается HR–директор Konica Minolta Business Solutions Russia Татьяна Лунина.
“
"Сертификация должна подтверждать ключевые hard skills — навыки по направлениям. Так как сертификация российская, возможно и включение проверки знаний законодательства в области IT и защиты данных", — рассуждает она.
Основатель корпорации ITG и технопарка "ИТ Парк Рус" Дмитрий Гачко занимает более критическую позицию. "Большинство работодателей не придают большого значения таким документам, предпочитая оценивать реальные навыки кандидатов через выполнение тестовых заданий и собеседования. Сомневаюсь, что сертификаты Минцифры кому–то будут нужны. Разве что государственным компаниям, которые вынуждены будут требовать подобные сертификаты при приёме на работу", — говорит он.
Руководитель департамента информационных технологий "ОБИТ" Кирилл Тимофеев предполагает, что сертификат может быть нужен молодым специалистам, которые только что окончили курсы или обучались сами. "Однако будет ли сертификация отражать — и как именно будет — наличие реального опыта, пока остаётся под вопросом", — оговаривается он.