Большой ассортимент товаров, удачное соотношение цены и качества, доступность запчастей и расходников делают китайский рынок привлекательным для российского бизнеса в части поддержания и налаживания производственных процессов. Однако важно знать, на что обратить внимание при закупке оборудования в Китае.
Такую инструкцию для читателей "ДП" подготовил совместно с Анной Граховой, руководителем направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК Альфа-Лизинг.
Первые шаги
Известно, что любая сделка начинается с поиска товара и первичного сравнения цен. Для этого можно использовать различные онлайн-сервисы, контакты, собранные на специализированных выставках и форумах, или задействовать агента по подбору, например, в лизинговой компании.
Следующий этап — проверка поставщика на добросовестность как партнёра, кроме того, стоит уточнить, в какой юрисдикции он работает на самом деле, а также готов ли осуществлять взаиморасчёты с Россией. Стоит помнить, что китайские агрегаторы, в том числе крупные, презентуют продавцов, но не проверяют, кто на самом деле зарегистрировался на сайте. Поэтому сохраняется риск столкнуться с мошенниками, фирмами-однодневками или контрагентами, не сильно заинтересованными в сотрудничестве. Кроме того, есть вероятность получить некачественный товар, доставку после истечения оговорённого срока, проблемы с таможней. Например, продукцию могут не допустить к ввозу в нашу страну, если поставщик не платит налоги и отправляет товар через другое юридическое лицо.
Своевременный запрос у поставщика регистрационного номера и проверка его на разных сервисах помогут выявить, является ли фирма посредником или нет, а значит впоследствии сэкономить на комиссии, которая составляет обычно до 30–50% от стоимости продукции.
Далее происходит заказ образцов. Как правило выбираются два-три поставщика, происходит сравнение товара, и в итоге за образец берётся лучший вариант. После того, как все этапы пройдены и торги состоялись, можно переходить к заключению договора.
Азбука экономии
Любому производителю гораздо интереснее работать с оптовыми закупками, и китайские предприниматели в этом смысле не являются исключением. Чтобы заинтересовать российских коллег в постоянном сотрудничестве, они готовы предложить им уникальную скидку. Она формируется на базе того, что товар, пользующийся спросом, производится очень быстро.
Анна Грахова также подчеркнула, что китайские производители и дистрибьюторы любят торговаться. И если сразу согласиться на все условия продавца, есть риск проявить к нему неуважение.
Существенно снизить себестоимость продукции может и привлечение профессиональной логистической компании. Как показывает практика, плата за услуги специалистов обычно окупается, особенно если обратиться в небольшую транспортную компанию — она может дать хороший дисконт. Однако планирование маршрута, сроки, контроль погрузки/разгрузки и передвижения груза лучше оставить за собой, уверена собеседница "ДП".
Особое внимание стоит обратить на упаковку товара. Например, вакуумная позволит уменьшить пропорции объёма и вес груза, а значит, поможет сэкономить на тарифе доставки. В данном случае можно рассмотреть разные по стоимости варианты: заказать всё в Китае или упаковать в России, если это выгоднее, отмечает руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК Альфа-Лизинг. Ещё один немаловажный момент касается малогабаритных грузов. Если они не занимают целый контейнер, можно поговорить с брокером, партнёрами и даже конкурентами о возможности транспортировать товар совместно с другими грузоотправителями.
"Прежде, чем подбирать продукцию в Китае, рекомендую поискать аналоги на отечественном рынке. Иногда нужные решения и упаковку можно приобрести в России по тем же ценам, с учётом логистики и таможенных расходов. Есть ещё вариант сформировать стартап вместе с единомышленниками или компаниями с общими бизнес-целями и открыть совместное производство на территории России. Правительство РФ активно поддерживает импортозамещение. Также можно получить налоговые преференции, если выбрать в качестве локации размещение в ОЭЗ. Аналогичный подход применим и в случае российско-китайского партнёрства: уже есть примеры, когда компании объединялись, чтобы получить уникальную скидку на производстве в Китае", — подытожила Анна Грахова.