Сейчас в Петербурге активно развивается проект города-спутника Южный. Он задумывается как новый многофункциональный район для жителей, с рабочими местами, досуговой и социальной инфраструктурой. На его территории планируется проживание 134 тыс. человек. Такие проекты всё чаще предлагаются как замена плотной городской застройки на окраинах. Например, недавно южные окраины Петербурга пополнились ещё одним проектом комплексного освоения от ПСК.
Но идея эта далеко не нова. Ещё 100 лет назад в Петербурге уже планировали построить город-спутник на 250 тыс. человек со своей собственной инфраструктурой. "Деловой Петербург" рассказывает об его истории и о том, почему проект не удалось реализовать. Также предлагаем послушать наш подкаст "История по делу", где мы рассказываем об истории недвижимости в России и о том, как она влияла на нашу жизнь.
Колониальное поселение
Город-спутник должен был появиться на болотах недалеко от Долгого озера. Это был продуманный проект малоэтажной застройки с парками и прудами для максимально комфортного проживания. На берегу водоёмов, между Лахтинским разливом, Старой Деревней, Долгим озером и деревней Каменка, раскинулись земли, которые были заболочены и не подходили для сельского хозяйства. Однако здесь активно добывали торф.
Каменка — это название местности, расположенной на одноимённой реке, неподалёку от Коломяг. Своё название она получила от немецкой колонии Каменка, которая была основана в 1865 году переселенцами из других поселений рядом со столицей. Эти люди арендовали земли у Шуваловых. Посетивший в 1880-е гг. колонию историк Г.А. Немиров в книге "Петербург до его основания" свидетельствовал: "Мы нашли там целую деревню и узнали: в 1883 г. немецкие колонисты из сёл Колпино и Усть-Ижора арендовали у гр. Шувалова... значительный участок земли, тогда покрытый лесом, а теперь процветающий".
Несмотря на то, что земли вокруг были малоплодородными, колония Каменка процветала благодаря сельскому хозяйству. В город поставлялись молочные продукты, знаменитый рассыпчатый и вкусный "парголовский картофель", а также клубника. Крестьяне становились всё богаче по мере развития столицы.
Превратить промзону в город-сад
В конце XIX века рядом с немецким поселением находилось пригородное имение "Петроград-Каменка", которое принадлежало А. П. Клейбер. Там был недействующий завод по переработке торфа и три здания.
В 1912 году три акционерные компании, которые объединились в "Лахтинский синдикат" ("Лахта", "Анонимное бельгийское общество" и "Петербургско-Ялтинское товарищество недвижимости"), купили земли госпожи Клейбер.
Ещё через три года часть этой территории купил принц Александр Петрович Ольденбургский, взяв в Государственном земельном банке ссуду в размере 300 тыс. рублей. Его участки площадью около 300 десятин были больше соседних владений князя А. Г. Романовского, герцога Лейхтенбергского и камер-юнкера высочайшего двора В. В. Буймистрова. Инициатором же идеи города-сада был его внук Александр Петрович Ольденбургский — правнук Павла I.
Вот что говорилось в докладе по осмотру и оценке имения на месте будущего города, проведённых банком в октябре 1915 г: "принадлежащая Его Императорскому Высочеству земля отстоит от Петрограда в 8-ми верстах, вблизи дороги, ведущей из деревни Коломяги в колонию Каменка. Сообщение с этим участком пока лошадьми: из Петрограда по Каменноостровскому проспекту, Елагину острову, Волкову переулку и каменной дороге, ведущей в пригород Петроград-Каменка, каковой участок отстоит в 2-х верстах. Но уже в настоящее время приступлено к проводке шоссейной дороги через весь участок, которую предполагается назвать проспектом Принца Ольденбургского и по которой будет установлено сообщение с Петроградом паровиком или трамваем... В настоящее время на этот путь — проспект Принца Ольденбургского, делается насыпь, наложены временные рельсы, по которым на вагонетках доставляются из южной части участка глина и шпалы. Проспект должен быть соединён с Елагиным островом, причём при пересечении его с Сестрорецкой железной дорогой будет поставлена платформа... По справке Конторы (принца Ольденбургского) за истёкшее время на приведение участка в должный вид и проведение проспекта и дорог затрачено 100 000 рублей" . В эту сумму, в числе других затрат, входило "приобретение участка в Старой Деревне для прямого проезда с набережной Невы на Каменку", также "прокладка грунтовой дороги по проспекту Принца Ольденбургского и дренажные работы, посадка тополей вдоль проспекта и укладка трёх вёрст железной дороги". Заведующим работами по устройству пригорода Петроград-Каменка являлся инженер Я. Дубков.
Принц хотел создать город на 250-300 тыс. жителей. Планировалось создать два парка с прудами: Большой парк, к которому вела Чёрная речка, и Средний парк округлой формы, вокруг которого проходил круговой проезд. Оба парка питались бы водой из Морского канала, специально прорытого от Финского залива. "Улицы — сплошные аллеи, обширные площади и скверы с фонтанами. В центре — здание театра и муниципалитет", — сообщались детали плана в одной из петербургских газет в 1912 году. Начались подготовительные работы. Главную магистраль в районе Каменки собирались назвать проспектом Принца Александра Петровича Ольденбургского, параллельно ему проходили Екатерининская, Евгеньевская и Галицийская улицы, а пересекали их ещё сорок улиц-линий, а окаймляли город Большой Романовский проспект и Буймистровский.
Но реализации таких планов помешала революция. Из задуманного успели сделать немногое: вели работы на проспекте Принца Ольденбургского; от буддийского храма вдоль Торфяной дороги начали прокладывать трамвайную линию; приступили к рытью Морского канала, который должен был обеспечивать сады водой.
Что осталось от города-сада
Сегодня уже почти ничто не напоминает о немецкой колонии, городе-саде и истории этих мест. Но кое-что всё же сохранилось:
- проспект Принца Александра Петровича Ольденбургского, вероятно, стал главной просекой Юнтоловского заповедника;
- трамвайные пути на нынешнем проспекте Авиаконструкторов начали прокладывать, когда планировали будущее поселение;
- название Торфяной дороги напоминает о тех временах, когда она вела к торфяникам Ольденбургского.