Что отличает современные экспозиции, кто главный зритель и как рождаются самые смелые творческие проекты, "ДП" рассказал французский фотограф Жерар Юфера, выставка которого в данный момент проходит в музее современного искусства Эрарта.
В ваших работах музей предстаёт перед зрителями как современный культурный феномен: каковы его основные черты?
— Последние десятилетия музеи стремительно меняются, возникает массовый интерес к искусству, молодеет публика. В современные выставочные пространства вторгаются концерты, перформансы, кинопоказы, поэтические вечера. Лекции и образовательные программы становятся нормой для этой сферы искусств.
Когда я задумывал создать большой проект, то в голову в первую очередь пришли музеи. Наверное, этот выбор можно объяснить в том числе случаем из детства. В 11–12 лет я с семьёй жил на окраине Парижа, и совсем не знал город. Тогда у меня было два близких друга, и однажды кто-то из нас предложил познакомиться с Парижем через его музеи. Для этого каждые выходные мы выбирали тот, в котором ещё не были. Пожалуй, так и началось моё увлечение музеями.
Что подтолкнуло вас к реализации вашей идеи?
— Я раздумывал месяцами и однажды решил — пора. Я должен попробовать, чтобы понять, могу ли осуществить этот проект. Тогда я отправился в Лувр с мыслью: если получится сделать хотя бы один хороший снимок, это шанс. В тот день мне удалось создать первую фотографию для проекта. На ней гид рассказывает детям об огромном полотне Жака-Луи Давида. Потом я запечатлел ещё один кадр и окончательно убедился в правильности своей задумки.
Все работы, вошедшие в проект "Один день в музее" сняты репортажным методом, главная суть которого — уметь видеть и ждать именно тот решающий момент столько, сколько потребуется. Но не вмешиваться в происходящее. К слову, я сам в этом мире ощущаю себя как зритель. Я никогда не работал в музее, и мой взгляд — это взгляд гостя, которому очень любопытно и отрадно наблюдать за искусством и культурой. Этот проект в каком-то смысле является моим автопортретом, где на всех фотографиях я вижу в первую очередь себя. Отчасти поэтому для меня было так важно реализовать его, ведь музеи — это часть моей жизни, они для меня, как кислород.
На фото: Жерар Юфера. Музей Орсе. Париж, февраль 2017. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ © Gérard Uféras
С чем бы вы сравнили искусство художественной съёмки?
— Я бы сказал, что фотография подобна лампе Аладдина: вы взаимодействуете с ней, а джинн, будто по желанию, выступает в роли вашего воображения и рисует историю. Поэтому фотограф помнит, наверное, каждую деталь и мельчайшие подробности, которые сопровождали "фотоохоту".
Как посетители выставок относятся к тому, что вы их фотографируете?
— Об этом лучше спросить у самих зрителей. Но здесь я могу рассказать о двух случаях. Однажды я отправился в музей Орсэ в Париже, хотя в тот день очень плохо себя чувствовал. Однако я не хотел уходить и надеялся, что мне удастся сделать интересную фотографию. Когда голос разума всё-таки убедил меня направиться к выходу, внезапно я встретил одну девушку в традиционном японском наряде и решил последовать за ней. В зале импрессионистов она перемещалась от картины к картине так быстро, будто бежала. Я буквально молился, чтобы поймать удачный момент, потому что в тот день в музее было особенно много людей, и я очень переживал, что даже если произойдёт что-то запоминающееся, я не смогу это снять из-за толпы. Но в один момент она остановилась и замерла перед двумя картинами Моне. Зрелище было чарующим: дамы с зонтиками и невероятно красивые платья, прямо как на ней. Я стоял прямо напротив картин, и, возможно, поэтому девушка отошла чуть правее. Но тут она повернулась, и мне стало неловко, что она заметила, как я её пытался запечатлеть. Однако вопреки моим опасениям девушка подошла ко мне и попросила сфотографировать её с этими картинами.
Есть у меня также забавная история, связанная с российским музеем. Однажды я приехал в Москву за несколько дней до открытия собственной выставки в МАММ с целью совершить марафон по местным выставочным пространствам, чтобы, при должном везении, добавить новые работы в экспозицию. Первым делом я отправился в Пушкинский музей. В итоге получился снимок, на котором запечатлены две подруги, гуляющие по залам. Они изучают, вопрошают, задумываются. Зрителю открывается очень ценный момент, который могут разделить два близких человека. В итоге эта работа стала частью проекта. После открытия выставки я увидел кое-что интересное в соцсетях. Оказывается, эти две девушки пришли на мою выставку и сфотографировались напротив того самого снимка. Я не знаю, кто они, но я очень рад, что встретил их. Важно, что искусство объединяет, заставляет задуматься о жизни и мире, в котором мы живём.
Какова вероятность того, что рядом с определённым экспонатом появится зритель, который на 100% впишется в задумку автора?
— Вероятность ничтожна мала, но художник должен быть терпелив и не предавать своей цели. Я собирал свою экспозицию по крупицам и могу сказать, что на моих снимках нет ни одного постановочного кадра. Но главное, вся выставка доказывает: если у художника есть талант подмечать детали, то нет ничего невозможного.