Доля проданных в Петербурге импортных лекарств превысила 40% от общего объёма

Автор фото: Сергей Ермохин / "Деловой Петербург"
Лекарства на полке в автоматизированной аптеке. Петербург, архивное фото для иллюстрации.
За первые четыре месяца 2024 года в Петербурге было продано 62,4 млн упаковок лекарств, а доля импортных препаратов составила 41% или 25,5 млн упаковок.
Согласно подсчётам аналитиков DSM Group, по сравнению с показателями за январь–апрель прошлого года, доля импортных препаратов в общем объёме розничных продаж увечилась только на один процентный пункт, однако в некоторых группах произошёл более существенный рост.
В частности, на импортные препараты для заболеваний нервной системы пришлось 26,8% (+1,5 п.п. с прошлого года), а в категории препаратов для органов чувств доля зарубежных лекарств составила 52,7% (+3,7%).
Как отмечает со ссылкой на статистические данные издание "Ведомости Северо-Запад", в рублёвой массе продажи импортных лекарств в январе-апреле этого года выросли меньше, чем в натуральном выражении. На вышеуказанные 62,4 млн упаковок жители Петербурга потратили 28,05 млрд рублей, а большая часть этой суммы (58,6%) пришлась как раз на зарубежные лекарства.
При этом учитывая, что по сравнению с аналогичным периодом 2023 года доля импорта выросла всего на 0,3%, её увеличение произошло преимущественно за счёт числа приобретённых упаковок.
Эксперты полагают, что рост продажи зарубежных лекарств, наблюдающийся даже на фоне активного импортозамещения, отчасти связан с маркетинговой активностью фармацевтических компаний: если в 2022 году многие иностранные фирмы экономили на продвижении своих препаратов в России, то через некоторое время начался обратный процесс.
"Зарубежные компании стали возвращаться на отечественный рынок и активнее продвигать свою продукцию, в том числе учитывая возможности платёжеспособного спроса и рост доходов населения", — указывает директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов.
При этом стоимость средневзвешенной упаковки импортных лекарств увеличилась с прошлого года на 15,4% (до 642,4 рублей), а цена приобретённой средневзвешенной упаковки локализованных препаратов — на 18,9%. По мнению генерального директора DSM Group Сергея Шуляка, более интенсивный рост стоимости отечественных препаратов может быть связан с удорожанием сырья, оборудования и компонентов, необходимых для его производства. В то же время увеличение стоимости зарубежных препаратов связано преимущественно с возросшими логистическими затратами.
Минувшей зимой "Деловой Петербург" рассказывал, что полная независимость от импорта возможна только при условии производства собственного фармацевтического сырья, однако из-за небольшого рынка сбыта отечественным производителям выгоднее покупать порядка 80% субстанций за рубежом (в основном их завозят из Китая и Индии).
Впрочем, определяющим фактором на фармрынке всё равно остаётся импортозамещение, которое порой приводит к неожиданным экономическим последствиям. Так, из-за дешёвых российских препаратов, которые постепенно заполняют полки аптек, к концу 2024 года мы можем недосчитаться целого ряда игроков на аптечном рынке.
Тем временем фармкомпании, которые окончательно ушли с российского рынка, не горят желанием судиться с местным бизнесом, а немногочисленные споры касаются в основном патентных вопросов.