Малый бизнес начал тратить больше денег на кибербезопасность

Автор фото: Media_photos/Shutterstock/FOTODOM
Экономия на информационной безопасности может обойтись очень дорого
Экономия на информационной безопасности может обойтись очень дорого
Сектор малого и среднего бизнеса остаётся самым уязвимым звеном в российской цифровой экономике. Согласно данным ГК "Солар", объём потребления сервисов информационной безопасности в этом сегменте может вырасти с 15 млрд до 35–37 млрд рублей уже за следующие 5 лет.
Перспективы бурного роста, однако, вызваны не благополучием, а вынужденной реакцией на потери — 82% компаний уже столкнулись с киберинцидентами.

Денег нет

Эксперты отмечают, что уязвимость малого бизнеса объясняется не только слабой технической базой, но и экономией.
"У 80% компаний сервер размещается прямо в офисе. Мы спрашивали — почему не выносите в центр обработки данных? Отвечают: “Денег нет”. Они экономят 5–10 тыс. рублей в месяц просто потому, что для них это счётные деньги", — объясняет директор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
У среднего бизнеса другая, хотя и тоже совершенно не новая проблема — дефицит кадров.
"Нормального специалиста по информационной безопасности нанять недёшево. У МСП зачастую есть один человек — технический директор, он же техподдержка, он же специалист по ИБ. В понимании собственников это всё одно и то же", — говорит Юрий Брюквин.
При этом количество случаев компрометаций ИТ–инфраструктуры российских компаний в сфере МСП растёт год от года. Это подтверждает бизнес–партнёр по кибербезопасности Cloud.ru. Юлия Липатникова.
"Бизнес часто ограничивается базовыми ИБ–решениями вроде антивирусов, не учитывая актуальные угрозы безопасности. Частичным решением этой проблемы стал перенос всей инфраструктуры или её критической части в облако. Это даёт бизнесу возможность работать в защищённых средах без необходимости закупать и встраивать в инфраструктуру ИБ–решения — провайдер сам поддерживает безопасность на физическом и сетевом уровнях", — рассказывает она.

Повышенная тревожность

В целом эксперты считают, что рынок растёт на фоне тревожности и дефицита компетенций.
"Главный драйвер спроса на киберзащиту среди МСП — подогретое инфополе и понимание, что жертвами могут стать не только крупные компании. Вчера предприниматель читает о взломе “Аэрофлота”, а сегодня у него дочь или мама выносит из дома кровно заработанные. И понимание, что кибербезопасность нужна и ему, настигает предпринимателя ежедневно по всем каналам", — рассуждает генеральный директор VolgaBlob Александр Скакунов.
При этом, по словам руководителя отдела по работе с клиентами среднего и малого бизнеса "Лаборатории Касперского" Алексея Киселёва, небольшие компании чаще всего атакуют с помощью фишинга, скама, вредоносного ПО и шифровальщиков.
"Для надёжной защиты малому и среднему бизнесу важно обучать сотрудников навыкам кибербезопасной работы. Это уменьшит риск атак через фишинг и другие методы социальной инженерии. Также мы советуем документировать ответственность внешних или собственных ИТ– или ИБ–специалистов. Среди других мер: резервное копирование, регулярное обновление ПО, строгая парольная политика для защиты корпоративных аккаунтов, ограничение прав доступа и привилегий для сотрудников", — перечисляет Алексей Киселёв.
Он также подчеркнул, что ещё одной важной составляющей будет использование надёжных лицензионных ИБ–решений от проверенных поставщиков.
В опубликованном "Лабораторией Касперского" летом нынешнего года отчёте об угрозах для малого и среднего бизнеса в 2025 году указывается, что топ–3 формируется из загрузчиков, троянцев и рекламного ПО.
Загрузчики — это программы, предназначенные для установки дополнительного контента из интернета. Сами по себе они не являются вредоносными, но злоумышленники используют их в своих целях.
Троянцы выполняют на компьютерах жертв несанкционированные операции: удаление, блокирование, изменение или копирование данных, могут нарушать нормальную работу устройств и сетей.
Рекламное ПО предназначено для показа рекламы на заражённых компьютерах или замены поисковой системы браузера по умолчанию на рекламный сайт. Часто поставляется в комплекте с бесплатными или условно–бесплатными программами, что является своеобразной "ценой" за их использование.

Вынужденные меры

По данным "Солар", 62% компаний предпочитают одного подрядчика по ИБ, что удобно, но создаёт свои, новые риски.
"Риски повышаются, потому что могут атаковать самого подрядчика. Если пробить его защиту, получишь доступ и ко всем его клиентам", — отмечает Юрий Брюквин.
Александр Скакунов в разговоре об этом нюансе вспомнил народную мудрость, а именно — поговорку про хранение всех яиц в одной корзине.
"В ИТ–мире есть термин vendor–lock — это когда ты, как клиент, становишься зависим от определённого поставщика. И не важно, будет ли это поставщик программного обеспечения или услуги по кибербезопасности, — если он один, то это уже плохо", — утверждает он.
По словам руководителя проектов компании "Интеллектуальная аналитика" Тимофея Воронина, рост сейчас стимулирует не зрелость рынка, а его масштаб.
"Основным драйвером спроса на защиту среди субъектов МСП является увеличение количества таких компаний в последнее время. Также можно отметить появление более гибких возможностей защиты — пакетные условия по подписке", — считает эксперт.
То есть фактически рынок ИБ в МСП растёт не из–за технологического прогресса, а потому что атаки стали для предпринимателей частью повседневности. Компании реагируют на угрозы постфактум, учатся на взломах и постепенно вкладываются в защиту. Сектор, который сегодня выглядит самой уязвимой частью цифровой экономики, вынужден становиться активным инвестором в кибербезопасность — не по желанию, а по необходимости.
"Расходы на восстановление и репутационные издержки превысят критическую массу, и бизнес просто вынужден будет этим заняться", — резюмирует Юрий Брюквин.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.