Оборот российского рынка общественного питания за 9 месяцев 2025 года составил 4,3–4,4 трлн рублей. В реальных ценах рост достиг 7–8%, а в текущих — около 19%, подсчитали аналитики INFOLine.
Основным драйвером рынка в компании назвали сегмент фастфуда, где количество транзакций выросло на 7%. При этом, по оценке некоторых игроков рынка, в Петербурге отмечается рост цен в фастфуде и среднем сегменте заведений с чеком до 2,5 тыс. рублей на гостя.
В целом наблюдается рационализация потребления: гости тщательнее выбирают, что именно заказывать, меньше тратят импульсивно. Растёт разрыв между сегментами. Сильнее всего увеличивают обороты либо премиальные рестораны (за счёт лояльной аудитории), либо фаст–кафе с высоким оборотом.
Как рассказала "ДП" директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко, за первое полугодие 2025 года на основных торговых улицах города открылось более 130 заведений общественного питания, что на 40% больше, чем за аналогичный период годом ранее.
“
"Наиболее популярными форматами остаются классические кафе, рестораны и бары. Также с начала года активно открывались кофейные, чайные форматы и пекарни–кондитерские", — добавила она.
По данным Nikoliers, с 2022 года по III квартал 2025–го сегмент "общественное питание" лидирует по количеству открытий — 113.
В сети "Теремок" считают, что рынок Петербурга развивается в двух направлениях: доступные форматы (стритфуд, кофейни "у дома", фуд–траки, готовая еда) и кухня с национальной идентичностью и понятной гастрономической культурой.
“
"Рост среднего чека в Петербурге заметен. По нашим наблюдениям, примерно на 10–15% с начала года. Основной фактор — инфляция и удорожание продуктов, особенно мясной и молочной группы. Но есть и элемент реального роста потребления: горожане чаще едят вне дома. Поэтому увеличение среднего чека — это не только реакция на цены", — поделились там.
Эксперты видят тенденцию на появление заведений с азиатской кухней, которые пользуются популярностью у потребителя. Также востребованы итальянская кухня и акцент на правильном питании, отметил операционный директор проектов Yukari Ramen и "Тайяки" Александр Бондарев.
В INFOLine также проанализировали кофейные меню популярных сетей и обнаружили, что сезонные и уникальные позиции помогают поддерживать интерес клиентов, достигая 25% продаж в некоторых заведениях.
По наблюдениям представителей "Теремка", кофейный рынок Петербурга становится более зрелым: гости начинают разбираться в зёрнах, способах обжарки и подаче, но при этом они ищут не сложные, а "свои" напитки. Повышение потребительской осознанности заметил и руководитель направления "Кулинария" сети "Хлебник" Марат Печенов.
“
"Растёт доля чёрного кофе — эспрессо, фильтр, американо. Люди перестают прятать кофе за молоком, и это хороший знак: доверие к качеству напитка, особенно собственного обжаривания, заметно выросло", — указал он.
Классика вроде капучино, по его словам, никуда не делась, но вокруг неё появилось много экспериментов — авторские рафы, кофе с сырным вкусом, бессахарные сиропы, напитки на растительном молоке. Всё чаще гости выбирают индивидуальные решения — подбирают напиток под настроение, вкус или даже под сезон.

