Слизевики и тёмные опята. Социологи назвали стратегии выживания среднего класса в Петербурге

Самым устойчивым в условиях кризиса в Петербурге оказалось поколение Z
Автор фото: Тихонов Михаил
Поколение Z оказалось самым устойчивым в Петербурге в условиях пандемии и санкций среди всех представителей среднего класса. К такому выводу пришли исследователи факультета социологии Европейского университета.
Эксперты изучили, как разные поколения справляются с ситуациями неопределённости, рисков и стресса. Для наглядности результаты представили с помощью образного сравнения с царством грибов.
Копинг-стратегии поколения X — самого старшего из участвовавших в исследовании (от 45 до 55 лет) — сравнили со слизевиками. Эти одноклеточные известны способностью выстраивать эффективные сети добычи ресурсов, выбрасывая "щупальца", а также способностью запоминать и передавать информацию об особенностях среды другим организмам и использовать имеющийся опыт. Слизевик стремится избегать неприятных для него условий или веществ, но если это невозможно — привыкает и перестаёт на них реагировать.
Представители поколения Х тоже предпочитают сосредоточиться на контролируемом жизненном пространстве. Как правило, они предпочитают знакомое место даже с экстремальными условиями тихому, но новому и с трудом решаются на переезд. В основном это происходит потому, что они чувствуют себя беззащитными без привычных социальных связей.
Поколение Y (от 30 до 40 лет) больше оказалась похоже в своей стратегии на чайный гриб, который состоит из нескольких слоёв. Оказалось, что и миллениалы определяют себя через пересечение разных социальных слоев — от каждого комьюнити или круга общения они получают необходимые ресурсы и поддержку.
При этом они чаще замечают за собой острую реакцию на кризис. В попытках обрести устойчивость они наращивают новые "слои" и круги по интересам. Для них важны комфорт и телесные практики.
Для описания поколения Z (от 18 до 27 лет) были выбраны тёмные опята, а их грибница — как разветвлённое социальное пространство. В этом сравнении отражается ценность самореализации для этого поколения и потребность в самостоятельном укоренении и выстраивании собственной ресурсной сети.
Они ищут своё место в жизни и готовы брать ресурсы там, где они доступны. Способны легко начать жизнь на новом месте, а в случае неудачи вернуться в родительский дом.
"Наиболее выгодное положение занимают представители поколения Z. Их ставки слишком незначительны по сравнению со ставками X и Y, а "отыгрыш" требует значительно меньше времени. Дело в том, что молодые люди ещё не обременены заботой о собственных детях, они только начинают строить карьеру, родители ещё достаточно молоды и не требуют заботы о себе", — указывают специалисты.
Как писал "Деловой Петербург", по данным ВЦИОМ, за последние 20 лет россияне стали более довольны своей работой. С 2004 по 2024 год доля тех, кто "вполне удовлетворён" нынешним местом работы, выросла в 2 раза, с 24 до 48%. Заметно больше россияне стали ценить хорошие отношения с начальством и коллективом, а также разлюбили получать зарплату "в конвертах".
При этом более половины россиян оказались против идеи "министерства счастья". Респонденты заявили, что опасаются бюрократии. Кроме того, каждый десятый не понял целей и задач гипотетического "министерства".