В России активно вовлекают во вторичное использование пластиковые бутылки, с другими видами пластика работают мало.
Пластиковые отходы в Петербурге сегодня можно сдать практически на любой контейнерной площадке. На это мало кто обращает внимание, но вообще–то все эти сетки и контейнеры рассчитаны на приём не всех видов пластика — кидать в них есть смысл только бутылки (ПЭТ) и флаконы из–под химии (ПНД). Это самый лёгкий для переработки и самый востребованный "пластиковый" вторичный материальный ресурс (ВМР) сегодня.
Но на волне энтузиазма граждане скидывают туда что угодно, начиная с пакетов и заканчивая игрушками. Увы, это на данный момент бессмысленно. "Расширение линейки принимаемых пластиков пока не планируется, так как нет гарантированных переработчиков, которые готовы принимать эти отходы", — поясняют в АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”", которое отвечает за транспортировку отходов из части районов города и имеет собственные мощности по сортировке.
Всё, что петербуржцы выкидывают в общие контейнеры, в теории когда–то будет уходить на сортировку. Сегодня часть отходов проходит "досмотр", а часть отправляется непосредственно на захоронение, то есть на полигоны. На КПО "Волхонка" в основном отбирается полиэтилентерефталат (ПЭТ), полиэтилен низкого давления (ПНД), полиэтилен высокого давления (ВПД), полипропилен (ПП), рассказывают в АО "Невский экологический оператор", которое является регоператором по обращению с отходами на территории Петербурга. Отобранные ВМР компания продаёт, отмечая сложности с реализацией смешанного полипропилена, состоящего из различных упаковок пищевых продуктов (баночки из–под сметаны, йогуртов, творожков и т. п.). Остатки пищи в пластиковой упаковке также снижают качество сырья, отмечают в НЭО. А так называемая "разносортица" иногда может сделать непригодным сырьё для переработки (когда упаковка из разного вида пластика выглядит одинаково), говорит регоператор.
"Все отходы пластиков можно поделить на два типа — индустриальные и бытовые. Лучше всего у нас пока организована переработка первых, так как промышленным предприятиям гораздо проще организовать сбор таких отходов и, в конце концов, они просто в этом больше заинтересованы, в том числе по экономическим соображениям. Пластик достаточно дорогой материал, — рассказывает генеральный директор и член совета директоров завода “ЭкоЛайн–ВторПласт” Александр Свидовский. — С бытовыми отходами сложнее, так как мощностей для грамотной сортировки и технологичной переработки у нас в стране пока не хватает".
"Ключевая проблема — это отсутствие инфраструктуры, от сбора отходов до попадания на полигон. При этом мощностей для переработки как раз достаточно, а в отдельных сегментах даже с избытком", — говорит заместитель операционного директора направления "Полимерная изоляция" компании "Технониколь" Анна Даутова.
К наиболее сложным видам ВМР с точки зрения рециклинга Александр Свидовский относит многослойные (многосоставные) товары. Это многочисленные упаковочные и плёночные материалы с барьерными слоями. Барьерные слои производятся из не совместимых друг с другом пластиков, что крайне усложняет их последующий рециклинг.
Сложности также возникают с переработкой плёнок. Это самый загрязнённый вид пластика, в первую очередь из–за малого веса и огромной поверхности, в связи с чем в этом виде отходов самое большое количество органики. Для его переработки очень важна качественная система водооборота, что в свою очередь увеличивает инвестиционные вложения и срок окупаемости. На подмосковном заводе "ЭкоЛайн–ВторПласт" перерабатываются все виды бытового пластика, включая сложно перерабатываемые полигонные плёнки и пакеты, изготовленные из ПНД, ПВД. Строить аналогичный объект в Петербурге компания в ближайшее время не планирует. "В Петербурге, к сожалению, пока недостаточно развита инфраструктура обращения с отходами. В частности, существует дефицит именно комплексов по сортировке отходов, — отмечает Александр Свидовский. — Разумеется, думать о переработке нужно уже сейчас, однако начало строительства будет целесообразным ориентировочно в начале будущего года. Пока завод будет строиться, в регионе система обращения с отходами будет уже достаточна для обеспечения сырьём подобных производств".
"Наименее востребован строительный пенопласт, хотя его визуально много. Это связано с трудностями его переработки. Пенопласт содержит добавки, отвечающие за негорючесть, — антипирен, который ограничивает возможности рециклинга", — рассказывает Анна Даутова.
В АНО "Зелёнка", которая принимает редкие виды ВМР, говорят, что самая сложная для их работы фракция из полимеров — полистирол. "Он занимает много места, и мы вынуждены арендовать отдельный гараж для того, чтобы накапливать достаточный для товарной партии объём. Доход от него — около 5 тыс. рублей в месяц, которых не хватает на оплату площадей. Учитывая, что переработчик сам забирает полистирол, то мы не несём по крайней мере транспортные расходы. В среднем получается минимум 5–10 тыс. рублей убытков только для этой фракции", — говорят в "Зелёнке". Второе место в этом рейтинге убыточности занимает микс плёнок (по ним у "Зелёнки" ещё есть и проблема с переработчиками, с которыми можно сотрудничать).
Ситуация на рынке
С начала года рынок пластиковых ВМР достаточно стабилен, сильных скачков на нём не было. "За последние три квартала цены росли незначительно — в среднем не более чем на 10%", — поясняют в АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”".
Зимой рынок плёнок переживает стандартное затишье, поясняет Анна Даутова, а в скором времени произойдёт оживление, что вместе с предстоящим ростом цен на первичные полимеры наверняка также окажет некоторое воздействие. "При этом на рынке ПЭТ наблюдаем небольшое снижение, ожидаем его продолжения и в мае. Кроме того, один из производителей сырья, завод “Газпром–Нефтехим Салават”, резко поднял цены на ряд своих продуктов. Это повлечёт удорожание вторичной гранулы", — говорит она.
Зарубежный опыт
Сегодня в России только начинают развиваться технологии рециклинга пластика, так как отрасль ещё формируется. Крупных и серьёзных предприятий в этой сфере по–прежнему очень мало. "Костяк отрасли в основном составляют небольшие компании. В параллель развиваются и отечественные производители оборудования, которое в том числе активно используется и на наших производствах. Конечно, пока самые технологические узлы по–прежнему приходится импортировать", — говорит Александр Свидовский.
До недавнего времени самые высокотехнологичные предприятия в основном работали на европейском оборудовании. Но в последнее время для переработки пластика в России всё чаще стали привлекать технологии из Китая и Турции. Это связано как с корректировкой логистических цепочек в связи с санкционным давлением, так и с постоянно растущей стоимостью европейских аналогов. "Технологический уровень Китая очень быстро растёт. Пока их оборудование уступает, например, немецкому и итальянскому. Но тут стоит отметить, что Германию и Италию по сути можно считать “родителями” пластиков. Именно эти страны первыми начали активно использовать их в быту. Закономерно, что они и сильно раньше остальных озадачились вопросом переработки полимеров", — поясняет Александр Свидовский.