Крупнейшая рыболовецкая компания Карелии потребовала 465 млн рублей от верфи ОСК

Автор фото: aoosk.ru
Ярусолов "Гандвик–1", проектированием которого занималась норвежская компания, год назад вышел на ходовые испытания

Рыболовецкая компания "Вирма" требует от петербургской верфи почти полмиллиарда. Из трёх обещанных ярусоловов "Вирма" не получила ни одного.

Крупнейшая в Карелии рыболовецкая компания с годовым оборотом более 3 млрд рублей "Вирма" требует от петербургской Северной верфи (входит в государственную Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК) 464,5 млн рублей. Иски зарегистрированы 15 марта. Из трёх заказанных карелами ярусоловов–процессоров проекта MT1112XL "Гандвик" один вышел на ходовые испытания, второй спущен на воду, а про третий ничего не слышно.

Три судна — три спора

Карельское ООО "Рыболовецкая компания “Вирма”" предъявило петербургскому ПАО "Судостроительный завод “Северная верфь”" три претензии — на 150,1, 150,5 и 163 млн рублей. Соответствующие иски Арбитражный суд Республики Карелия зарегистрировал 15 марта. На момент публикации портал "Электронное правосудие" не опубликовал ни один документ, в котором описывалось бы содержание претензий. 18 марта было назначено слушание одного из дел — на конец апреля.
Из открытых источников видно, что "Вирму" связывает с Северной верфью заключённый в 2017 году контракт на строительство трёх ярусоловов–процессоров проекта MT1112XL "Гандвик" в рамках государственной программы по обновлению рыбопромыслового флота.
Этот проект разработала норвежская компания Marin Teknikk, а рабочую документацию — российское конструкторское бюро "ФОРСС–Марин" (входит в группу "АК Барс" из Татарстана). "Гандвик" — средневековое скандинавское название Белого моря. Ярусолов "Гандвик" водоизмещением 2,2 тыс. тонн имеет длину 59 м и ширину 13 м. На судне размещена высокопроизводительная фабрика производительностью 25 тонн готовой рыбопродукции в сутки, ёмкость морозильного трюма около 500 тонн. Суда проекта MT1112XL приспособлены к суровым условиям северных морей на промыслах трески, пикши, палтуса, морского окуня, зубатки, а ярусный лов считается самым экологичным — он не оказывает негативного влияния на морское дно.
Последнюю новость о контракте на поставку "Гандвиков" отраслевой портал "ПортНьюс" опубликовал в мае прошлого года — головное судно проекта "Гандвик–1" тогда вышло на заключительный этап ходовых испытаний. Сведений о результатах этих испытаний и сдаче судна заказчику в открытых источниках не было. Известно также, что "Гандвик–2" спущен на воду в октябре 2022 года, а "Гандвик–3" должен был быть спущен в мае 2023–го.
Сведений о передаче хотя бы одного из трёх "Гандвиков" заказчику в медиапространстве нет, хотя первый ярусолов "Вирма" должна была получить в 2020 году. Уместно предположить, что три иска карельской рыболовецкой компании связаны как раз с неисполнением Северной верфью своих обязательств по строительству трёх "Гандвиков". До 15 марта 2024 года "Вирма" судебных претензий Северной верфи не предъявляла.
Скорее всего, подробности процессов станут известны лишь после публикации решений, которые вынесет суд. Пока что генеральный директор "Вирмы" Вячеслав Стурзу от комментариев отказался. "Это наши дела", — сказал он. В Северной верфи на момент публикации на редакционный запрос не отреагировали.

"Все привыкли плодить долгострои…"

Владелец и генеральный директор подрядчика Северной верфи ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павел Зубков предлагает отнестись к спорам между "Вирмой" и верфью не как к обычным спорам хозяйствующих субъектов.
"Не ошибусь, если скажу, что в России происходит сейчас небольшая техническая революция, связанная с импортозамещением, в том числе оборудования для рыболовецких судов. Знаю не понаслышке — МКС тоже создаёт производство компонентов для рыбофабрик, включая рыбофабрики для ярусоловов–процессоров. Это сложнейший вызов, с которым, уверен, наши промышленники справятся, но нужно время. Безусловно, такие процессы могут помешать верфям вовремя передавать суда заказчикам. Уверен, “Вирма” отнесётся с пониманием и стороны сумеют найти компромисс", — говорит владелец МКС.
Исполнительный директор ООО "Северное море" Ольга Одаренко полагает, что задержки в постройке "Гандвиков" — результат российской бюрократии на фоне международных санкций.
"Думаю, происшедшая недавно смена руководителя Северной верфи — такое же последствие работы вялой бюрократической машины, построенной за минувшие годы, как и срыв сроков поставки ярусоловов для “Вирмы”. Все привыкли неспешно плодить долгострои. Безусловно, наслоившиеся на это санкции, интересы руководителей среднего звена и опять же невозможно забюрократизированная система закупок привели к такому результату. Система менеджмента качества корпорации и федеральный закон о закупках (ФЗ–223) зачастую загоняют в угол руководителей крупных заводов и верфей. Думаю, им необходимо больше свободы в действиях для форсирования строительства", — говорит руководитель "Северного моря".
Досье:
ООО "Рыболовецкая компания «Вирма»" зарегистрирована в 1994 году в селе Вирма Беломорского района Республики Карелия. Компания специализируется на морском рыболовстве, её доход за 2022 год составил, по данным СПАРК, 3,2 млрд рублей. 98% "Вирмы" оформлены на закрытый паевой инвестиционный фонд "Лорд", которым управляет петербургская компания "Свиньин и партнёры" миллиардера Владимира Свиньина. 2% "Вирмы" принадлежат карельскому ООО "Согласие", все доли которого также оформлены на ЗПИФ "Лорд".