Стимпанк против истории: чем удивил "Оскар" в 2024 году

Автор фото: ТАСС

Американским киноакадемикам во время вручения "Оскара" иногда удаётся удивить аудиторию. В этом году большинство прогнозов сбылось, но выбор некоторых победителей всё же оказался неожиданным.

В ночь с 10 на 11 марта в Лос–Анджелесе состоялась 96–я церемония вручения премии "Оскар", которая по–прежнему сохраняет статус самой весомой награды в киномире.

Победы и поражения — 2024

Самое большое количество статуэток собрал "Оппенгеймер" Кристофера Нолана: из 30 номинаций было реализовано семь, причём бόльшая часть в считающихся самыми престижными — лучшие фильм, режиссёр, мужская роль, оператор. Следом шли "Бедные–несчастные" Йоргоса Лантимоса, получившие ожидаемые награды за лучшие костюмы, грим и работу художника–постановщика, и, конечно же, "Оскар" Эмме Стоун, которая явно не ожидала такого развития событий и едва не разрыдалась, услышав своё имя.
Самым большим неудачником церемонии стал Мартин Скорсезе — его антивестерн "Убийцы цветочной луны" был выдвинут в 10 номинациях и не выиграл ни в одной. Наиболее вероятная победа могла случиться в категории "Лучшая женская роль", и высказывались предположения, что академия вряд ли упустит возможность отметить Лили Гладстоун — актрису индейского происхождения, но голосующие рассудили иначе и выше оценили усилия Эммы Стоун, в этот раз актёрски просто превзошедшей саму себя. Но если у классика американского кино всё–таки уже есть персональный "Оскар" и можно утешаться, глядя на него, то Грету Гервиг и Марго Робби разочарование наверняка постигло ещё на стадии объявления номинантов: режиссёра "Барби" и исполнительницу заглавной роли попросту "прокатили", не дав даже шанса на статуэтку. А из восьми номинаций фильм, собравший в прокате почти полтора миллиарда долларов, реализовал лишь одну — за лучшую песню отметили Билли Айлиш и её брата Финнеаса О’Коннелла.

Мог ли "Оппенгеймер" не стать главным триумфатором

На "Оскаре" не первый раз сталкиваются сюжеты, в которых речь идёт об общечеловеческих и глобальных проблемах, и сюжеты, говорящие о не менее актуальном, но как будто бы всё время остающемся в зоне умолчания. В зависимости от внешних факторов и внутренних обстоятельств побеждали то одни, то другие. В 2024–м истории про выдающегося учёного, создавшего атомную бомбу ("Оппенгеймер"), оказавшуюся слишком ко времени и месту, противостояли истории про женщин, становящихся самостоятельными в поступках и мыслях, ломающих мужские, то есть общепринятые, представления о том, какими им следует быть и как жить ("Барби", "Бедные–несчастные").
Победа байопика, срежиссированного Кристофером Ноланом, мало у кого вызывала сомнения, вопрос был лишь в том, сможет ли фильм стать рекордсменом. Не стал. Зато в прямом эфире можно было наблюдать неожиданное соперничество с другим кинофильмом, который в расчёт принимали меньше, учитывая шумную рекламную кампанию прошлого лета, породившую интернет–феномен под названием "Барбигеймер" и колоссальные кассовые сборы. Речь о визуально причудливом и задорном стимпанке Йоргоса Лантимоса, в основе которого роман Аласдера Грея, написанный больше 30 лет назад. Однако рассчитывать на победу в основных номинациях "Бедные–несчастные" вряд ли могли. Академики временами, конечно, позволяют себе отступать от негласных стандартов оскароносного кино, что, к слову, даёт ошеломительный результат, как было с южнокорейскими "Паразитами" 4 года назад или со "Всё везде и сразу" в прошлом году, но часто на такие эксцентричные жесты рассчитывать не приходится.
Поэтому Лантимосу придётся подождать ещё какое–то время, прежде чем он получит эту кинонаграду. Или поступить как Гильермо дель Торо, упаковавший в сценарий "Формы воды" приёмы малобюджетного кино и конкретно хорроров 1950–1960–х, долгое время не воспринимавшихся всерьёз, и отдавший таким образом дань уважения и памяти продюсерам и режиссёрам, чьими работами вдохновлялся.

Большие студии снова у руля

В прошлом году триумфатором церемонии стала независимая студия А24, чьи фильмы забрали награды во всех основных номинациях, а до этого чрезвычайно успешно прошли в прокате. Студиям–мэйджорам тогда пришлось довольствоваться немногим.
В этом году случился разворот на 180 градусов: торжествовали как раз крупные дистрибьюторы Universal Pictures, Warner Bros. Pictures, Paramount Pictures, Metro–Goldwyn–Mayer.
В совокупности представленные ими картины получили чёртову дюжину наград. Обидным (помимо сюжета с фильмом Скорсезе) выглядит полное игнорирование академиками режиссёрского дебюта Селин Сон — тонкой и деликатной камерной драмы "Прошлые жизни", снятой, к слову, студией А24.
Церемонию этого года уже успели назвать предсказуемой, но милой. И действительно, если вспоминать прошлогодний оскаровский ритуал, помимо интриги, сохранявшейся в номинациях, ещё и лауреаты не пытались сдерживать разрывавшие их переживания, чем потрясли многомиллионную аудиторию и обеспечили высокие телерейтинги.
В этом году проявить чувства и разрыдаться позволила себе только Давайн Джон Рэндальф, сыгравшая в "Оставленных" Александра Пэйна повариху, чей сын погиб во Вьетнаме. Остальные лауреаты вели себя сдержаннее, что, впрочем, не помешало Килиану Мерфи посвятить полученную награду миротворцам всего мира, Роберту Дауни–младшему поблагодарить своё ужасное детство и академию (именно в таком порядке) за вручённую премию, а Эмме Стоун, у которой хоть и перехватывало дыхание, собраться с силами и отметить в своей речи всех, кто помогал и поддерживал во время съёмок и после их окончания.
Одной же из самых запоминающихся стала речь Корда Джефферсона, чьё "Американское чтиво" отметили пятью номинациями и одним "Оскаром" — в категории "Лучший адаптированный сценарий".
Режиссёр–дебютант обратился к студийным боссам, напомнив о значимости независимого кинематографа, которому тоже необходима поддержка.
"Так много людей ищут возможность, которую я получил. Понятно, что это индустрия, где не любят рисковать, но 200–миллионные кинокартины — тоже риск, — отметил Джефферсон. — Вместо одного фильма с таким бюджетом можно снять 20 стоимостью 10 млн или 50 стоимостью 4 млн каждый. Я очень хочу, чтобы другие испытали такое же счастье, как я. Следующий Мартин Скорсезе уже тут. Следующая Грета (Гервиг) уже тут. Следующий Кристофер Нолан уже тут. Они просто хотят снимать. И стоит дать им хотя бы один шанс".