Более полутора лет прошло после торгов по Конюшенному ведомству. "ДП" побывал на самой известной в Петербурге "заброшке" и обнаружил там лишь разруху и запустение.
Тёмные неотапливаемые анфилады невероятных по планировкам помещений, переживших не только расцвет, но и закат Российской империи, а также революцию, блокаду и перестройку,разрушающиеся элементы лепного декора, сваленные в кучи ограждения, баки для сбора отходов, огромный арт–объект в виде соломенного кота и обычный мусор — так сегодня выглядит один из самых знаменитых памятников постройки XVIII века в центре Петербурга, в 600 м от Невского проспекта и полукилометре от Эрмитажа. В целом объект культурного наследия похож на другие "заброшки" и неотапливаемые склады, хотя и отличается от них эксклюзивным расположением.
Как лично убедилась корреспондент "ДП", здания Конюшенного ведомства за время, прошедшее с момента передачи их инвестору, которого связывают с миллиардером Годом Нисановым, мало изменились с точки зрения реставрационных процессов. На объекте не ведётся никакой деятельности. Натянутые при прошлом инвесторе защитные сетки давно не обновлялись и порядком истрепались, а фанерные окна мало защищают строения от сурового петербургского климата. Постройки — точнее, сохранившаяся после активности предыдущего инвестора их часть — стоят без дела. Выходящие на Конюшенную площадь корпуса находятся далеко не в лучшем состоянии — в них много следов обрушений, отсутствуют некоторые перекрытия и т. п.
В нормальном состоянии — только помещения, которые занимает приход церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. Помимо помещений, где проходят службы, церкви переданы лишь несколько кабинетов, в которых и ведётся вся приходская деятельность. Места для размещения воскресной школы, библиотеки, регентских классов очень мало, вдобавок единственный санузел при подготовке Конюшенного ведомства к торгам "отрезали" от храма, чтобы передать инвестору вместе с другими помещениями.
Кому досталось здание–памятник
Конюшенное ведомство стоит без хозяина не одно десятилетие. Но в мае 2022 года Смольный нашёл для него инвестора. Памятник передали в программу "Рубль за метр", по которой работают с аварийными зданиями. Правда, формально Конюшенное ведомство к таковым не относится, но для него выдали справку о неудовлетворительном состоянии.
Положенный по закону конкурс прошёл не без приключений — по его итогам в арбитражном суде был инициирован ряд судебных дел, которые не завершены до сих пор.
К торгам не были допущены несколько претендентов. Победителем стало ООО "Бахчасарай", которое получило объект по ставке около 40 млн рублей в год. По условиям договора такая ставка действует на срок проведения работ — это 7 лет. Итого за весь срок реставрации должно быть выплачено 280 млн рублей. После этого арендные платежи станут символическими — 1 рубль за 1 м2 площади объекта в год.
ООО "Бахчасарай", по данным "Контур.Фокус", принадлежит Ирине Ершовой — главе и совладелице компаний, связанных с миллиардером Годом Нисановым, владельцем крупнейшего в России портфеля коммерческой недвижимости. Уставный капитал общества составляет 100 тыс. рублей, а основным видом деятельности является "торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах". Убыток компании по итогам 2022 года — 2,5 млн рублей.
За прошедшее с момента торгов время инвестор не раскрыл планы относительно объекта. В пресс–службе ГК "Киевская площадь" Года Нисанова журналистам после торгов заявили, что Год Нисанов, как и сама компания, не имеют отношения к проекту. Направленный на этой неделе запрос "ДП" по судьбе памятника "Киевской площадью" был оставлен без ответа. Компания "Бахчасарай" зарегистрирована в Москве. В открытых источниках её телефоны отсутствуют.
В 2017 году связанная с "Киевской площадью" компания "Оптима" получила от Смольного участок под строительство торгового центра площадью 190 тыс. м2 в парке Интернационалистов. Но после протестов граждан проект остановили, а "Киевская площадь" решила сосредоточиться на московских проектах.
На фото: Конюшенное ведомство.
Что знают о ходе проекта в Смольном
Какой–либо информацией о ходе реализации проекта, похоже, не располагают и чиновники профильных комитетов.
В комитете имущественных отношений (КИО), который заключил договор от имени города, в ответ на запрос "ДП" сообщили, что с ООО "Бахчасарай" "заключён договор аренды, здание было передано по акту приёма–передачи арендатору в день заключения договора".
"До настоящего времени в судебном порядке рассматриваются иски заинтересованных лиц в отношении здания. Постановлением суда кассационной инстанции по делу А56–61206 / 2022 в том числе отменены ранее наложенные обеспечительные меры, касающиеся запрета на исполнение договора", — прокомментировали в КИО. Речь идёт о деле, инициированном ООО "БИМС", заявку которого не допустили к торгам. По этому делу в начале января компанией была подана кассационная жалоба (представление) в Верховный суд. Но обеспечительные меры сняли ещё в ноябре.
В комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) "ДП" сообщили, что в апреле 2022 года по итогам осмотра комитет составил акт, в котором зафиксировано неудовлетворительное техническое состояние объекта. После этого было утверждено охранное обязательство, которым определены работы по сохранению и сроки их выполнения.
“
"Проектная документация на проведение работ по ремонту, реставрации и приспособлению объекта для современного использования до настоящего времени в КГИОП не поступала. Проектная организация, а также функциональное назначение объекта в настоящее время не определены", — заявили в КГИОП.
По условиям договора "Бахчасарай" должен был в течение месяца с даты заключения договора обратиться в КГИОП за заданием на проведение работ по сохранению объекта. Однако этого не произошло. А в течение 2 лет арендатор обязан провести проектирование.
Кому ещё интересен объект
Среди участников рынка есть мнение, что отсутствие какой–либо информации от арендатора может свидетельствовать о том, что он уже потерял интерес к скандальному проекту. Но Смольный крайне редко отказывается от своих инициатив и не любит признавать собственные просчёты и неудачи.
Около 10 лет назад при обсуждении судьбы Конюшенного ведомства к проекту проявляли внимание многие инвесторы. На торгах "за рубль" объект пытались получить структуры покойного Евгения Пригожина, они же и инициировали ряд судебных исков. А уже после аукциона о своём желании привести памятник в порядок через официального представителя в России заявил род Строгановых, мотивируя это тем, что граф Григорий Строганов был президентом Императорского конюшенного ведомства. С этой стороны также последовали судебные иски, целью которых истец называет отмену торгов для дальнейшего публичного обсуждения судьбы памятника.
Строгановы, в свою очередь, рассчитывают и сами принять участие в проекте. Международный фонд Строгановых — преемник Строгановского фонда, который отреставрировал Казанский кафедральный собор, Строгановский дворец, частично Екатерининский дворец в Царском Селе и т. д., говорит официальный представитель рода Строгановых в России Виктор Желтов и отмечает, что средства на реставрацию готовы предоставить российские компании и инвесторы из дружественных для России стран — друзья баронессы Элен де Людингаузен (Елены Строгановой), которая 30 лет управляла модным домом Yves Saint Laurent.
“
Любые работы с объектом культурного наследия начинаются с задания комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), его надо получить. Далее идут обследование и проектирование. На ряд инструментальных обследований (те, что проводятся разрушающими методами) нужно получать отдельное разрешение КГИОП. Если существует риск утраты или разрушения здания, то до основного проекта нужно сделать проект неотложных противоаварийных мероприятий, на него опять же нужно получить разрешение КГИОП. Сам проект отдельно не согласовывается, он подаётся с заявлением на разрешение. Можно сделать отдельно консервационные мероприятия (например, закрыть контур здания) и параллельно делать основной проект. Далее разрабатывается и утверждается историко–культурная экспертиза. Точные сроки и этапы работ прописаны в договорах правообладателя и собственника. По идее текущему правообладателю мог помешать только запрет на проведение полевых исследований на памятнике, но такие ограничения вводятся крайне редко. Соответственно, арендатор всё это время мог проектировать и согласовывать проект, а в идеале — уже завершить проектирование. Также вполне могли быть выполнены противоаварийные консервационные мероприятия — если они нужны.
Дмитрий Егоров
партнёр, соучредитель юридической фирмы "Экстра юс"
“
Жаль, что ни городом, ни инвесторами столь уникальному со всех точек зрения объекту до сих пор не уделено должного внимания. Из–за этого Конюшенная площадь вместо важной точки притяжения в центре Санкт–Петербурга, связующего объекта между Невским проспектом и Марсовым полем, Миллионной улицей и набережной реки Мойки, по сути превратилась в медвежий угол. И это несмотря на топовую локацию и окружение в виде известнейших достопримечательностей города. Учитывая накопленный в Петербурге, России и во всём мире опыт по работе с объектами культурного наследия и по возвращению их в городскую среду, здесь можно реализовать по–настоящему значимый проект, который будет соответствовать как интересам жителей города, так и инвесторов. Специфическая планировка основного корпуса может быть эффектно использована под множество функций, а внутренний двор — стать частью общего проекта и его настоящим украшением. Всем участникам этого процесса важно напомнить, что историческое здание, которое стоит без хозяина столь долгое время в нашем не самом благоприятном с этой точки зрения климате, с каждым годом разрушается. Важно, чтобы заинтересованный и профессиональный инвестор быстрее приступил к обследованию, проектированию, а затем и к комплексным работам по приспособлению для современного использования.
Елена Бодрова
вице–президент Российской гильдии управляющих и девелоперов