Рост турпотока в Петербурге сделает локальную кухню популярнее сетевых кафе

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Для рынка HoReCa 2023 год оказался продуктивным, что во многом связано с увеличением туристического потока.

По данным комитета по развитию туризма, Петербург посетили 9,4 млн гостей (+16% к уровню 2022–го). Заметны тенденции роста рынка отелей, владельцы зафиксировали высокие показатели, причём даже осень, которая традиционно считается периодом средней загрузки, в ушедшем году показала неплохие результаты. По данным Hotel Advisors, загрузка отелей Петербурга в целом по 2023 году составила 63,9%. Для сравнения: в 2022–м — 56,3%.
По данным NF Group, в городе на Неве в прошлом году гостиничный рынок пополнился четырьмя четырёхзвёздочными отелями на 197 номеров. Все они являются объектами реконструкции исторических зданий в центральных локациях: отель Helen Hotel, бутик–отель Boutique 59 и две гостиницы сети Station: Station Premier S12 и Station Premier N47. По мнению экспертов компании, небольшой ввод обусловлен последствиями усиления геополитической напряжённости и переносом ввода нескольких объектов на 2024 год. Из наиболее крупных проектов, запланированных на 2024 год, можно отметить открытие Cosmos Hotel Group на Итальянской улице пятизвёздочного отеля–бутика под брендом Cosmos Selection.
В последние годы на рынок в Петербурге активно заходят апарт–отели, в то время как классические открываются всё реже. Наиболее значимыми и большими проектами 2023 года можно назвать Domina Pulkovo, We&I Ramada by Vertical и три новых корпуса в Valo — Valo Business, Valo Network и Valo MERCURE.
Интересно наблюдать и за развитием ресторанного рынка в Петербурге. По данным "Контур.Фокус", в конце декабря в городе на Неве функционировало 11 139 заведений общепита, включая рестораны, кафе и бары. В то же время сократилось число ликвидированных точек, всего за год закрылось 1379 заведений, что на 11,4% меньше по сравнению с показателями прошлого года. В частности, приятной новостью для петербуржцев стало "второе пришествие" знакомых в прошлом брендов "Ростикс" и "Чайная ложка".
В ближайшей перспективе классические форматы всё больше будут уступать место фастфуду. Преимущество ресторанов некоторое время назад стало размываться, поскольку стритфуд предлагает довольно комфортные пространства для того, чтобы провести время, а уровень еды приблизился к качественной кухне, при этом средний чек — ниже. Один из наиболее ожидаемых в городе проектов — преобразование Думской улицы в культурно–гастрономическое пространство.
Рост турпотока при этом не означает увеличения спроса во всех заведениях общественного питания. Как отмечает генеральный директор рекламно–маркетингового агентства "Креатерра" Инна Новожилова, локальная кухня скоро станет популярнее сетевых кафе. "Это связано и с тем, что потребитель сегодня более искушённый, и с тем, что развивается внутренний туризм: заведение сетевого формата гость города может посетить и дома, — подчеркнула она. — Также продолжит уменьшаться число кофеен, в которых нет ничего, кроме кофе, зато больше станет пекарен и кафе, где помимо кофе можно перекусить ("Цех 85", "Хлебник")".
Рестораторы активно внедряют информационные технологии в свою работу. Пластиковые карты уступают место мобильным приложениям. Вместо таких каналов продвижения, как флаеры, штендеры у заведения, большинство игроков ведут социальные сети, многие размещаются на "Яндекс.Картах", используют чат–боты на своих сайтах.
Активно развивается и сегмент фуд–холлов. По данным Nikoliers, в Петербурге насчитывается 12 проектов общей площадью 51 300 м2, вмещающих более 330 резидентов, шесть пространств находятся в торговых центрах. В 2023 году открылись проекты "Фабрика" и Food Meet Hall, в 2024–м могут быть запущены три фуд–холла: "Горожане" в Большом Гостином дворе, EatMarket в ТРК "Парк Молл", фуд–холл в ТРЦ "Экопарк" в Мурино. Самой популярной концепцией в Петербурге являются азиатские корнеры, предлагающие кухню Японии, Китая, Таиланда, Кореи, Вьетнама и других стран. Четверть всех действующих корнеров в фуд–холлах относится к этому направлению, хотя бы один "азиатский" представитель присутствует в каждом гастропространстве.
В сравнении с предыдущими годами 2023–й прошёл интереснее и прибыльнее. Ресторану в Санкт–Петербурге 2 года, однако нам есть с чем сравнить.Наш проект появился в Великом Новгороде в 2016 году. Концепция строилась на наследии традиционной русской кухни и напитках длительного настаивания без применения вкусовых добавок включая сахар. Мы начинали популяризировать национальные блюда во времена, когда в моде были европейская и молекулярная кухни. Не менее отважным решением было открыть второй ресторан в центре Санкт–Петербурга. Рискнули — и получили отклик в сердцах петербуржцев. Минувший год подтвердил: время, когда стоит обратить внимание на локальные продукты и задействовать их в меню, наступило и стремительно набирает обороты.
Сергей Бобрышев
CEO ZAVOD–бар