В Петербурге появилось много небольших, но небанальных социальных и культурных проектов, вдохновлённых неравнодушием и нежностью к родному городу. О некоторых из них — в материале "ДП".
Печенье в виде плитки из петербургской парадной, ангелы, летящие во все концы света, и тысячи разных открыток для влюблённых в город на Неве — всё это придумали и воплотили жители города.
Ангелы с глиняными крыльями
Художник–керамист Юлия Менадель создаёт скульптуры ангелов и передаёт их в дар всем, кто взамен готов написать послание, обращённое ко всем людям Земли, и сделать фотографию ангела в ладонях. Художница подчёркивает, что важная часть дарительного проекта — это именно обмен.
Идея возникла в конце февраля 2022 года как попытка ответа на внутренний вопрос: "Что дальше я как творец, скульптор, керамист могу делать в абсолютно изменившемся мире?"
Художница подчёркивает, что все ангелы уникальны, как уникален каждый человек. Каждая скульптура создаётся вручную. "С момента, когда я беру кусок глины в руки, до момента, когда он выходит из печи, проходит около 3 суток. Сперва я делаю основу, чувствуя форму, которую мне подсказывает конкретный кусок глины. Я её фиксирую и оставляю подсушиваться. Затем убираю всё лишнее, и ангел сохнет в течение суток. Завершающий шаг — обжигание в печи около 10 часов. Иногда требуется ещё один обжиг в зависимости от глины", — рассказывает Юлия Менадель о процессе создания своих работ.
Все ангелы нумеруются. С марта 2022 года Юлия передала в дар уже 1469 скульптур. Они отправляются в любые города как России, так и всего мира.
Привет издалека
Экскурсоводы мать с дочерью Яна и Татьяна Митяевы кроме любимой работы имеют необычное увлечение. Они отправляют "Открытки просто так" — это название их проекта. Любой, кто мечтает побывать в Петербурге, но пока не имеет возможности приехать, может оставить заявку на сайте проекта и бесплатно получить открытку.
Проект работает с 2021 года, за это время получателями открыток стали около 3 тыс. человек из разных городов России.
"Сама идея родилась весной 2020 года, когда закрылись границы между странами. Из–за того, что все сидели дома, экскурсии проводить было некому. И мы задумались, почему бы не отправлять открытки из Петербурга людям, которые пока не могут себе позволить приехать", — рассказывает Яна Митяева.
Чтобы воплотить идею в жизнь, нужно было решить ряд проблем: где брать изображения для открыток, как и кому их отправлять. Так появился конкурс рисунков для открыток "Рисуй Питер". В первый раз на него пришло около 300 работ. Инициаторы проекта отобрали 19 иллюстраций художников со всей России. Во втором конкурсе участвовала уже 1 тыс. работ, присланных из разных стран. А в третьем — больше 1,3 тыс. рисунков. Среди главных призов оказались билеты в Петербург. По итогам трёх конкурсов "Рисуй Питер" 95 изображений стали открытками.
"Когда мы добавили блок “комментарии” в заявку на сайте, приятно удивились количеству обратной связи. Оказывается, маленькая картонная бумажка из Петербурга может сделать кого–то счастливее. Эта мысль помогает не бросать проект", — делится Яна Митяева.
Вкус метлахской плитки
Эльвира Алеева — в прошлом кондитер, а сейчас агент по недвижимости. В период работы кондитером она решила совместить своё дело с краеведением. Так появились "плитченьки" — печенье, изготовленное в специальной форме в виде метлахской плитки, которую можно встретить в парадных старого фонда Санкт–Петербурга.
Как рассказывает Эльвира, после переезда в Петербург она стала изучать город и открывать для себя парадные соседних домов. Потом начала отмечать старинные витражи, двери, шахты лифтов, перила и метлахскую плитку.
Изначально задумка заключалась в создании самого печенья в виде узора. Позже идея трансформировалась в разработку формы для печенья и специального рецепта, чтобы каждый мог самостоятельно испечь угощение, вдохновлённое старыми петербургскими домами. Так осенью 2022 года появилась первая форма для изготовления съедобной метлахской плитки.
"Чтобы сохранить индивидуальность, я решила сделать ограниченное количество каждого вида форм. Первых и вторых форм вышло приблизительно по 50 штук. Сейчас продаётся третий узор. Вариаций метлахской плитки достаточно много, и у меня уже ведутся новые разработки", — делится планами Эльвира Алеева.
Также она создала подробную карту с адресами парадных, где можно встретить историческую плитку. Проект помогает сохранить уникальные архитектурные детали исторического Петербурга. Ведь угрозу метлахским полам представляют не только туристы, но и капремонт, и даже сами жители старого фонда, которые голосуют за замену узорчатой плитки на керамогранит.
Отмытая история
Неформальное объединение из четырёх краеведов "ГЭНГЪ" с 2019 года по своей воле восстанавливает архитектурные детали города. Максим Косьмин, Ксения Сидорина, Алексей Шишкин и Мария Тычинина находят и приводят в порядок витражи, печи, керамические панно и плитку.
Все адреса с обновлёнными элементами старой архитектуры отмечены на интерактивной карте. Там же можно узнать историю каждой работы. Например, в 2020 году команда отмыла в одном из зданий Среднего проспекта на Васильевском острове витраж, который прятался под коричневой краской.
Идея приводить в порядок исторические парадные возникла случайно, когда команда обнаружила в одной из них разрисованную печь. Участники "ГЭНГЪ" задумались: почему бы её не отмыть? Рассказали об идее в личных блогах и собрали 40 человек. Усилиями всех добровольцев удалось отмыть ещё две парадные. С тех пор ежегодно в мероприятиях ячейки краеведов принимают участие сотни активистов. В результате удаётся даже делать небольшие культурно–исторические открытия.
Совсем недавно, летом 2023 года, на Васильевском острове волонтёры вместе с командой краеведов вытащили из–под краски мозаику с дореволюционным двуглавым орлом. Он оказался не просто гербом Российской империи, а работой художника–мозаичиста Владимира Фролова, который всю свою жизнь работал в Петербурге, а затем в Ленинграде, где и умер во время блокады. Ему же когда–то и принадлежал дом, на котором обнаружили мозаику. Семейная мастерская Фроловых, в частности, занималась мозаичным убранством храма Воскресения Христова (Спаса на Крови).
Авторы проекта отмечают, что для них важно не только найти забытые настенные плитки, деревянные панели, майолики, но и дать понимание горожанам, что они могут самостоятельно возвращать к жизни ценные архитектурные элементы.