Любой город строится для будущих поколений. И от решений, которые принимают нынешние власти Петербурга и бизнес, зависит качество жизни будущих петербуржцев. Но молодых редко спрашивают о том, каким они хотят видеть свой город. Взгляд на будущее Северной столицы обсудили на онлайн-дискуссии "Новое поколение о Петербурге будущего", организованной проектом "Retrogradu.net — Архитектура Петербурга" и отделом бизнес-конференций "РБК Петербург".
Как говорят молодые горожане, главная проблема Петербурга — отсутствие новых пространств. Привычные парки, сады, площади и проспекты их уже не устраивают.
"Город уже немного задыхается. Нужно больше общественных пространств, и городу нужны площадки для коммуникаций между людьми. По моему мнению, будущее города зависит именно от общения, обмена мыслями, идеями", — рассказывает урбанист, магистрант программы "Цифровая урбанистика" ИТМО, управляющий архитектурного коворкинга KLAUZURA Дмитрий Бумагин.
С ним согласна предприниматель, победитель конкурса "Молодой предприниматель Санкт-Петербурга" Дарья Токарева. "Но нужны не просто пространства, в которых можно отдыхать, но и пространства для работы. В которых можно что-то подснять, спроектировать, произвести. Возможно, бесплатный 3D-принтер, например", — считает она.
При этом городу необходимо добавлять новые зелёные зоны, полагает председатель Молодёжной коллегии Санкт-Петербурга 5-го созыва Николай Монастырёв. "Для меня в один ряд становятся общественные пространства и зелёные насаждения — скверы и парки, которые создаются в исторической части города. Нужно развивать эту практику, разбавлять серый гранит Петербурга зелёными всполохами", — говорит он.
Сила Петербурга — Дворцовая площадь, Эрмитаж, Исаакиевский собор, но есть ещё и другие важные объекты, считают участники дискуссии. ""Лахта Центр", "Севкабель" как мостик между настоящим и прошлым", — поэтизирует председатель Молодёжного парламента при Заксобрании Петербурга Дмитрий Агафонов.
"Развитие города подразумевает некое изменение, и оно должно быть положительным, — продолжает мысль пластический хирург, заведующий отделением косметологии клиники "Абиа" Джон Аёзов. — Обычно популярные локации меняют то, что находится рядом с ними, подтягивают на свой уровень — вспоминаю сейчас о Новой Голландии, которая дала толчок Старой Коломне, и хотелось бы надеяться, например, что старый район Охты, где планируется проект на Охтинском мысе, также преобразится".
Впрочем, для молодёжи важен не только исторический центр и новые знаковые доминанты. "Молодёжи сейчас очень важен комфорт, который начинается со спальных районов, продолжается в транспортной доступности центра, в месте приложения труда. Все эти три компонента нужно учитывать. Для молодёжи трудна моноцентричность нашего города, когда нужно долго добираться до центра. Необходимо думать о создании точек притяжения на периферии. Это могут быть какие-то объёмные пространства, проекты, которые обладают новой архитектурой, аурой новаций, изменений, таким, каким стал "Лахта Центр"", — размышляет серебряный призёр VI Всероссийского фестиваля "Архитектурное наследие" студент СПбГАСУ Никита Еремеев.
Предложения по преобразованию города от молодых петербуржцев оказались очень разноплановыми. "Фокус я сделал бы на новой архитектуре в плане преобразования имеющегося. Хороший пример с новым залом Мариинского театра и общественные пространства, которые мы уже упоминали, — Новая Голландия, "Севкабель". Наверное, было бы интересно пойти по опыту ОАЭ с привлечением и созданием проектов искусств и, если это возможно, — сотрудничество мировое в плане искусства", — считает блогер, сооснователь агентства недвижимости Арслан Невляев.
"Надо научиться работать с водой, — убеждён Дмитрий Бумагин. — К сожалению, с набережными не умеют работать: в городе есть гранитные набережные, но ощущения, что город на море, нет, потому что единственный доступ — это парк 300-летия и набережная "Лахта Центра"".
Дарья Токарева считает, что Петербургу не хватает инновационности. "Сейчас у города есть внешняя оболочка, которую мы видим, у нас есть "Газпром Арена", "Лахта Центр", но ещё есть внутренняя — состояние людей, которые живут в этом городе. Когда я приезжаю в Сколково или в город инноваций Казань, например, то чувствую, что здесь есть не только история, но и возможность развивать будущее, работать, придумывать. К сожалению, в Петербурге этого я не нахожу — здесь есть форумы, но нет возможности для реализации задуманного", — переживает она.
"В Питере сейчас много крупных проектов, строится сразу несколько технокампусов, технополисов — это и ИТМО, и СПбГУ", — оппонирует Дмитрий Бумагин. И резюмирует: "Для меня самый яркий символ Петербурга — это мосты, и не только в базисном представлении, но и мост как духовный символ, потому что Петербург во всём своём существовании был мостом для международного сотрудничества. Сейчас мост немножко разведён, но я верю в то, что он у нас всё-таки останется".