Предпринимателям по–прежнему нравится открывать пивные магазины. Больших средств на запуск не нужно, а востребованность только растёт.
В январе–октябре 2023 года в розничном сегменте малого бизнеса в Петербурге предприниматели чаще всего открывали пивные магазины и магазины одежды, сообщили "ДП" аналитики IT–компании "Эвотор". На такие объекты пришлось по 7% от всех новых точек. На кофейни и специализированные продуктовые магазины ― 6%, киоски с мороженым ― 5%, магазины у дома и табачные лавки ― 4%, салоны красоты, кафе, мини–гостиницы, автомагазины ― по 3%.
"Общая ситуация близка к прошлогодней ― чуть меньше стали открывать пивных и табачных торговых точек, больше ― с одеждой и продуктами. За 9 месяцев 2022 года больше всего открытий в секторе МСП в городе на Неве было именно в сегменте пивных магазинов ― 8%, доля магазинов одежды, кофеен, табачных лавок тогда составила 6%", ― рассказал коммерческий директор "Эвотора" Александр Мышкин.
Тренд на пивные магазины экспертам не кажется неожиданным. Как отмечает руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский, многие предприниматели, открывая такой бизнес, получают лицензию как объект общественного питания. Оформить две лицензии (на торговлю алкоголем и общепит) законодательство не позволяет, но продавать пиво можно и с одной.
"Таким образом заведение днём работает как магазин, торгующий слабоалкогольными напитками, а вечером ― как ресторан, ― поясняет Черниговский. — На популярность влияет и потребительский спрос: в кризисы люди традиционно тратят больше денег на алкоголь".
Эксперт напоминает, что на пиво и пивные напитки приходится две трети оборота розничной алкогольной продукции в целом по стране (8 млрд литров в год). По данным компании, за 10 месяцев в Петербурге сильнее всего выросла выручка у несетевых магазинов одежды ― на 24%, кофеен ― на 23%, салонов красоты ― на 17%. Однако эта динамика в большей степени обусловлена инфляцией и, как следствие, увеличением среднего чека в этих сегментах, а не ростом количества продаж.
Иная ситуация у магазинов у дома, средняя выручка которых увеличилась на 16%: здесь наблюдается рост и спроса (количества продаж), и среднего чека. "Средняя выручка предприятия в малом бизнесе в городе выросла в январе–октябре на 11% к прошлому году, а средний чек ― на 10%, однако количество продаж (чеков) ― только на 1%", ― пояснил Мышкин.
В АО "Деловая среда" тоже проанализировали прирост новых бизнесов в Петербурге за 10 месяцев и выяснили, что на 47% год к году приросла категория "Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт", такие предприятия чаще всего открывают руководители возрастной отметки 35+, на них приходится 56%, 44% — на предпринимателей 18–35 лет. На втором месте по увеличению количества бизнесов оказалась сфера строительства (+35% год к году).