"Хотят налоги, а как взять — не знают". Петербургский бизнес против курортного сбора

Поспешный запуск курортного сбора в Петербурге напугал туриндустрию
Автор фото: Коллаж "ДП"

За два месяца до тестового запуска курортного сбора в Петербурге туриндустрия и участники гостиничного рынка не понимают, как будет работать новая система, и по-прежнему скептически относятся к инициативе.

Власти Петербурга уже с января начнут тестировать систему по оплате курортного сбора, которая полноценно заработает в апреле — с этого момента гости города будут платить дополнительные 100 рублей за сутки проживания в отеле, собранные деньги предполагается тратить на строительство и ремонт объектов курортной инфраструктуры.
Как сообщил на неделе "финансовый" вице-губернатор Алексей Корабельников, в первые три месяца 2024 года бизнес и чиновники испытают информационный сервис, который будет обеспечивать обмен данными между местами размещения и комитетом по развитию туризма.
Как пояснили "Деловому Петербургу" в ведомстве, разработка ресурса должна завершиться в этом году, а ввести его в действие планируется до 15 марта. Какие-либо подробности о сервисе и количество отелей-участников пилотного запуска в Смольном не уточнили.
Опрошенные "ДП" представители сферы гостеприимства не в курсе деталей, что за система внедряется, и какая нагрузка ляжет на персонал при введении сбора.
"Мы не видели инструмента, поэтому не понимаем, какие действия нужно совершать, и не можем сейчас оценить никакие трудозатраты. Если просто нажать кнопку — то это один момент, если заполнение каких-то серьёзных данных — это совершенно другое", — комментирует гендиректор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва.
У отельеров остаются вопросы непосредственно к процессу взимания платежей, в частности, как будут учитываться комиссии банков при оплате сбора. Если бизнесу придётся брать эти затраты на себя, это будет совершенно нелогично по отношению к отрасли, которая до сих пор полностью не восстановилась после пандемии и сильно восприимчива к текущей политической ситуации, отмечает руководитель отделения по СЗФО Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья Алёна Енова.
"Нужно не забывать, что если не будет прозрачной системы, то это отразится также и на сервисе отелей. Гость не должен сталкиваться с задержками при заселении, всё должно быть максимально гладко", — говорит она. "Пока что вопросов много, рынок в ожидании, все ждут очень понятного и простого чек-листа", — добавляет эксперт.
Гостиничный сервис, несомненно, пострадает, если цифровая система окажется несовершенной, что также не добавляет оптимизма представителям отрасли. Этот год уже запомнился петербуржцам многочисленными сбоями городских сервисов, поэтому опасения отельеров небеспочвенны.
"Информационная система по регистрации российских и иностранных граждан работает из рук вон плохо, причём последние 20 лет. Мы все кричим о том, что нам не хватает персонала в сфере обслуживания, откуда же мы его возьмём, если человеко-часы просто съедаются", — комментирует вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова.

Залезть к туристу в карман

Участники рынка по-прежнему не разделяют идеи введения курортного сбора. Ещё на этапе обсуждения предприниматели предполагали, что инициатива отпугнёт часть туристов, которые поедут в другие города, ударит по финансовому положению гостиниц и приведёт к развитию серого сегмента.
Обращают внимание и на этическую сторону вопроса. Так, Ольга Киселёва считает неправильным облагать дополнительной финансовой нагрузкой культурное достояние Петербурга, которое должно быть доступно всем гражданам России.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) полагают, что введение сбора прежде, чем въездные турпотоки, включая иностранных гостей, вернутся к доковидному уровню, будет несвоевременной и нецелесообразной мерой.
По данным Смольного, с января по сентябрь этого года Северную столицу посетили почти 8 млн туристов. Это сопоставимо с результатами 2019-го, тогда за 12 месяцев город принял 10,4 млн гостей. С другой стороны, налицо падение потока зарубежных путешественников, как правило более состоятельных и готовых на бо́льшие траты — 384 тыс. за 9 месяцев 2023 года против 4,9 млн за весь 2019-й.
"Любой подобный сбор является финансовым обременением для туристов, а значит, снижает в их глазах привлекательность города. Кроме того, гостиничный сектор, вынужденный его администрировать, получает значительную нагрузку", — подчёркивает директор РСТ на Северо-Западе Екатерина Шадская.
Сейчас курортный сбор взимают в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях. Однако если в небольших городах, типа Белокурихи, полученные средства действительно могут улучшить туристическую инфраструктуру, то в Петербурге с его триллионным бюджетом они вряд ли сыграют значительную роль, полагает вице-президент Ассоциации туроператоров (АТОР) по внутреннему туризму Сергей Ромашкин.
"Мне кажется, в таких крупных регионах как Петербург, Краснодарский край, Крым, задача власти — организовать деловую среду таким образом, чтобы рост турпотока сопровождался повышением налоговых поступлений от участников этого процесса. Попытка залезть туристу в карман мне не кажется правильной, и это очень трудоёмкие деньги — отдельная бухгалтерия, нагрузка на финансовые службы. Собирать условно по 500 рублей с человека очень неэффективно, пусть лучше отель заплатит 10 млн, если у него стало больше туристов", — считает участник рынка.
В следующем году городские власти рассчитывают заработать на курортном сборе 310 млн рублей, но на какие конкретно цели будут потрачены эти деньги, не сообщается. Отельеры и граждане хотят большего понимания, какие именно объекты будут ремонтироваться за счёт собранных средств и с какой приоритетностью, отмечает Алёна Енова.
Тамара Буйлова и вовсе допускает, что заработанные миллионы в итоге уйдут на компенсацию разработки информационной системы и обслуживание курортного сбора в целом, то есть ничего не дадут туристической инфраструктуре Петербурга.
"Сбор ввели в октябре, но без взимания денег, скорее всего эта информационная система к тому моменту была попросту не готова. Никакой просьбы трудящихся <отложить введение сбора> не было, это неготовность государственных структур к взиманию платы. И то, что систему начнут тестировать в январе, говорит лишь о том, что сейчас она не отработана. Они хотят налоги, а как взять — не знают", — эмоционально реагирует она на вопрос о готовности бизнеса к нововведению.

Петербуржцы тоже заплатят

Ожидаемо отрицательно к взиманию курортного сбора относятся и сами туристы. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого АТОР летом, негативное отношение высказали две трети респондентов.
Примечательно и то, что платить сбор придётся самим петербуржцам. По данным комитета по туризму, каждый десятый житель города в текущем году останавливался в местных гостиницах, чаще всего это санатории и спа-отели в Курортном районе.
В среде чиновников о нецелесообразности инициативы уже заявлял Сергей Аксёнов. При этом глава Крыма, где уже отказались от взимания сбора, сослался на опыт других регионов.
"Предварительные данные показывают не самую высокую результативность, учитывая затраты на администрирование и так далее", — отмечал он в августе (цитата по РИА Новости).