Петербург пережил один из самых масштабных сбоев в работе городских цифровых сервисов. Почти неделю не работали сервисы оплаты парковок и отслеживания маршрутов общественного транспорта. Через раз открывались официальные сайты Смольного.
Как рассказали "ДП" в комитете по информатизации и связи Санкт–Петербурга, сбой связан с переходом на отечественное оборудование.
"В рамках импортозамещения ведутся работы по переходу на современные отечественные аппаратные и программные решения. В процессе перехода могут наблюдаться кратковременные перерывы в обслуживании. Возникающие сложности оперативно решаются совместно с производителями оборудования и программных средств", — пояснили в пресс–службе КИС. Чуть больше подробностей телеканалу "Санкт–Петербург" сообщил директор информационно–аналитического центра Андрей Максименко. По его словам, неполадки произошли из–за частично неисправного оборудования, которое не удалось заменить в запланированные сроки. Группы реагирования уже несколько суток пытаются закончить работы.
Сигнал потерян
В КИС "ДП" пояснили, что оборудование меняют в распределённом региональном центре обработки данных ИОГВ СПб (РРЦОД). Он был запущен в 2022 году на базе машинных залов архивного комитета Санкт–Петербурга и общественно–делового комплекса "Невская ратуша". В центре хранятся и обрабатываются данные государственных информационных систем. В частности, там размещено более 70 информационных систем, порталы, сайты, хранится архив городской системы видеонаблюдения, который контролирует более 70 тыс. камер в Петербурге.
Отметим, что сбои в системе городских сервисов также приводят к неполадкам в сторонних частных сервисах.
В частности, сбой в городской системе по контролю за передвижением общественного транспорта привёл к тому, что автобусы, трамваи и троллейбусы стало невозможно отследить также в "Яндекс.Картах" и "2ГИС".
В "Яндексе" пояснили, что получают данные непосредственно от перевозчиков. На транспорт операторы устанавливают специальные GPS или ГЛОНАСС–датчики.
“
"Сейчас мы совместно работаем над решением. Метки появятся в “Яндекс.Картах”, как только передача данных будет налажена", — заявили в "Яндексе".
Один из основных операторов в Петербурге, обеспечивающих установку и обслуживание датчиков на транспорте, — "Ростелеком". В компании "ДП" сообщили, что не имеют отношения к тому, что данные с датчиков не поступают в сервисы отслеживания транспорта.
Отставание спасло
Масштабные сбои в системе оплаты за городскую платную парковку начались вечером 6 сентября. В течение следующих нескольких дней ответственное за инфраструктуру стоянок СПб ГКУ "Городской центр управления парковками" (ГЦУП) периодически сообщало то о восстановлении работы системы, то о новых неполадках. В конце концов, дабы не перегружать пользователей, учреждение придумало новую систему информирования: если аватарки групп Центра в соцсетях красного цвета, значит, наблюдается нестабильность, если зелёного — всё хорошо.
В пресс–службе Центра управления парковками подтверждают, что причиной неполадок в функционировании платного парковочного пространства явился общий сбой в городских информационных системах. "Как известно, это коснулось не только работы зоны платной парковки. Многие сервисы Петербурга вышли из строя. Так, например, МФЦ и “Госуслуги” также в последние дни работали с перебоями", — говорят в ГЦУП.
На время сбоев инспектора, отслеживающие недобросовестных граждан, которые не платят за стоянку, не выписывали штрафы. После уведомления о возобновлении работы автомобилистам давали 30 минут вместо обычных 15, чтобы они успели внести средства за парковку. О массовых ошибочных штрафах в период неполадок не сообщалось.
Восстановить работу платной парковки удалось к утру 12 сентября, однако другие городские транспортные сервисы, "отвалившиеся" вместе со стоянками, так и остались в нокауте. Например, днём во вторник невозможно было отслеживать маршруты передвижения городского транспорта по спутниковой навигации.
Эксперты успокаивают, что массовые сбои в работе городских IT–систем хотя и лишают петербуржцев уже привычных и удобных инструментов для планирования своих поездок, но дорожными коллапсами или значительными бюджетными потерями не грозят.
Как поясняет транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов, подавляющее большинство систем, отвечающих за реальное управление движением на транспорте, сегодня остаются нецифровыми. Регулировка осуществляется релейными устройствами (на инфраструктуре ОАО "РЖД"), в ручном или "телефонном" режимах — на общественном транспорте.
"В Европе мы часто можем услышать, что из–за выхода какого–то сервера из строя останавливаются поезда или метрополитен. Там системы управления завязаны на несколько крупных компьютеров, если с ними что–то происходит, то возникает большая проблема", — говорит он.
По словам завкафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александра Дмитриева, в российских мегаполисах городской транспорт всё–таки во многом завязан на цифровую систему управления, и при переходе на отечественное ПО сразу проявляются нюансы совместимости между программными продуктами. "Плюс нужно всё настроить, а также обучить персонал. Это фактически перезапуск всей системы, что является довольно сложным процессом, особенно в таком масштабе", — говорит эксперт.
В то же время, признаёт Дмитриев, петербургская транспортная отрасль цифровизирована в значительно меньшей степени, нежели во многих европейских городах. Это касается и удобства взаимодействия с ней горожан — в Петербурге до сих пор не все остановки оборудованы электронными табло, которые показывают время прибытия автобусов или троллейбусов.
"По сравнению с Москвой также наблюдается небольшое отставание, потому как инвестиции в IT–инфраструктуру в столице значительно превышают петербургские. Пока мы только догоняем лидеров в этих вопросах", — считает специалист.
Не в первый раз
Стоит заметить, что это уже как минимум пятый случай сбоев в системе городских сервисов с начала 2023 года. Первый случился в начале февраля, тогда в течение 2 дней не обновлялась информация по передвижению городского общественного транспорта, а также был недоступен сервис "Здоровье петербуржца". Тогда в Смольном заявили, что виноват сбой в работе РРЦОД.
Второй случай произошёл 22 февраля. Тогда перестали работать сайты Смольного и его структурных подразделений, приложение для оплаты парковки, кроме того, стали недоступны порталы "Здоровье петербуржца", "Наш Санкт–Петербург" и система отслеживания передвижения общественного транспорта. При попытке зайти на сайты комитетов Смольного высвечивалась ошибка 502. Тогда в КИС заявили, что ведутся технические работы, поэтому сервисы будут временно недоступны.
В начале июля некоторое время была недоступна оплата парковки в центре города. Как заявило тогда СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт–Петербурга", причиной стал технический сбой. По похожей причине оплата парковки стала недоступна на один час 28 июня.