Мы всё уронили: Петербург столкнулся с масштабным цифровым сбоем

Автор фото: "ДП"

Петербург пережил один из самых масштабных сбоев в работе городских цифровых сервисов. Почти неделю не работали сервисы оплаты парковок и отслеживания маршрутов общественного транспорта. Через раз открывались официальные сайты Смольного.

Как рассказали "ДП" в комитете по информатизации и связи Санкт–Петербурга, сбой связан с переходом на отечественное оборудование.
"В рамках импортозамещения ведутся работы по переходу на современные отечественные аппаратные и программные решения. В процессе перехода могут наблюдаться кратковременные перерывы в обслуживании. Возникающие сложности оперативно решаются совместно с производителями оборудования и программных средств", — пояснили в пресс–службе КИС. Чуть больше подробностей телеканалу "Санкт–Петербург" сообщил директор информационно–аналитического центра Андрей Максименко. По его словам, неполадки произошли из–за частично неисправного оборудования, которое не удалось заменить в запланированные сроки. Группы реагирования уже несколько суток пытаются закончить работы.

Сигнал потерян

В КИС "ДП" пояснили, что оборудование меняют в распределённом региональном центре обработки данных ИОГВ СПб (РРЦОД). Он был запущен в 2022 году на базе машинных залов архивного комитета Санкт–Петербурга и общественно–делового комплекса "Невская ратуша". В центре хранятся и обрабатываются данные государственных информационных систем. В частности, там размещено более 70 информационных систем, порталы, сайты, хранится архив городской системы видеонаблюдения, который контролирует более 70 тыс. камер в Петербурге.
Отметим, что сбои в системе городских сервисов также приводят к неполадкам в сторонних частных сервисах.
В частности, сбой в городской системе по контролю за передвижением общественного транспорта привёл к тому, что автобусы, трамваи и троллейбусы стало невозможно отследить также в "Яндекс.Картах" и "2ГИС".
В "Яндексе" пояснили, что получают данные непосредственно от перевозчиков. На транспорт операторы устанавливают специальные GPS или ГЛОНАСС–датчики.
"Сейчас мы совместно работаем над решением. Метки появятся в “Яндекс.Картах”, как только передача данных будет налажена", — заявили в "Яндексе".
Один из основных операторов в Петербурге, обеспечивающих установку и обслуживание датчиков на транспорте, — "Ростелеком". В компании "ДП" сообщили, что не имеют отношения к тому, что данные с датчиков не поступают в сервисы отслеживания транспорта.

Отставание спасло

Масштабные сбои в системе оплаты за городскую платную парковку начались вечером 6 сентября. В течение следующих нескольких дней ответственное за инфраструктуру стоянок СПб ГКУ "Городской центр управления парковками" (ГЦУП) периодически сообщало то о восстановлении работы системы, то о новых неполадках. В конце концов, дабы не перегружать пользователей, учреждение придумало новую систему информирования: если аватарки групп Центра в соцсетях красного цвета, значит, наблюдается нестабильность, если зелёного — всё хорошо.
В пресс–службе Центра управления парковками подтверждают, что причиной неполадок в функционировании платного парковочного пространства явился общий сбой в городских информационных системах. "Как известно, это коснулось не только работы зоны платной парковки. Многие сервисы Петербурга вышли из строя. Так, например, МФЦ и “Госуслуги” также в последние дни работали с перебоями", — говорят в ГЦУП.
На время сбоев инспектора, отслеживающие недобросовестных граждан, которые не платят за стоянку, не выписывали штрафы. После уведомления о возобновлении работы автомобилистам давали 30 минут вместо обычных 15, чтобы они успели внести средства за парковку. О массовых ошибочных штрафах в период неполадок не сообщалось.
Восстановить работу платной парковки удалось к утру 12 сентября, однако другие городские транспортные сервисы, "отвалившиеся" вместе со стоянками, так и остались в нокауте. Например, днём во вторник невозможно было отслеживать маршруты передвижения городского транспорта по спутниковой навигации.
Эксперты успокаивают, что массовые сбои в работе городских IT–систем хотя и лишают петербуржцев уже привычных и удобных инструментов для планирования своих поездок, но дорожными коллапсами или значительными бюджетными потерями не грозят.
Как поясняет транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов, подавляющее большинство систем, отвечающих за реальное управление движением на транспорте, сегодня остаются нецифровыми. Регулировка осуществляется релейными устройствами (на инфраструктуре ОАО "РЖД"), в ручном или "телефонном" режимах — на общественном транспорте.
"В Европе мы часто можем услышать, что из–за выхода какого–то сервера из строя останавливаются поезда или метрополитен. Там системы управления завязаны на несколько крупных компьютеров, если с ними что–то происходит, то возникает большая проблема", — говорит он.
По словам завкафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александра Дмитриева, в российских мегаполисах городской транспорт всё–таки во многом завязан на цифровую систему управления, и при переходе на отечественное ПО сразу проявляются нюансы совместимости между программными продуктами. "Плюс нужно всё настроить, а также обучить персонал. Это фактически перезапуск всей системы, что является довольно сложным процессом, особенно в таком масштабе", — говорит эксперт.
В то же время, признаёт Дмитриев, петербургская транспортная отрасль цифровизирована в значительно меньшей степени, нежели во многих европейских городах. Это касается и удобства взаимодействия с ней горожан — в Петербурге до сих пор не все остановки оборудованы электронными табло, которые показывают время прибытия автобусов или троллейбусов.
"По сравнению с Москвой также наблюдается небольшое отставание, потому как инвестиции в IT–инфраструктуру в столице значительно превышают петербургские. Пока мы только догоняем лидеров в этих вопросах", — считает специалист.

Не в первый раз

Стоит заметить, что это уже как минимум пятый случай сбоев в системе городских сервисов с начала 2023 года. Первый случился в начале февраля, тогда в течение 2 дней не обновлялась информация по передвижению городского общественного транспорта, а также был недоступен сервис "Здоровье петербуржца". Тогда в Смольном заявили, что виноват сбой в работе РРЦОД.
Второй случай произошёл 22 февраля. Тогда перестали работать сайты Смольного и его структурных подразделений, приложение для оплаты парковки, кроме того, стали недоступны порталы "Здоровье петербуржца", "Наш Санкт–Петербург" и система отслеживания передвижения общественного транспорта. При попытке зайти на сайты комитетов Смольного высвечивалась ошибка 502. Тогда в КИС заявили, что ведутся технические работы, поэтому сервисы будут временно недоступны.
В начале июля некоторое время была недоступна оплата парковки в центре города. Как заявило тогда СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт–Петербурга", причиной стал технический сбой. По похожей причине оплата парковки стала недоступна на один час 28 июня.

"Железка" подвела

Марат Залотдинов, технический директор ИМБА ИТ, считает, что причин сбоев в ЦОД может быть несколько. "Это DDos–атаки, ошибки в аппаратных и инфраструктурных IT–системах, человеческий фактор тоже убирать в сторону не стоит", — поясняет он. Проблема может быть и в персонале, который строит или обслуживает ЦОД. "На рынке не хватает профильных специалистов с хорошим опытом. То есть джуниоров много, а сеньоров и мидл–специалистов мало", — поясняет эксперт.
Также Залотдинов отмечает, что при переходе на другое оборудование, даже если делать это не спеша, конечно, могут случаться ошибки, система может давать сбои, и это не вопрос качества российского ПО и продуктов.
Михаил Сергеев, ведущий инженер CorpSoft24, обращает внимание на то, что большинство компаний стараются не раскрывать истинные причины недоступности своих сервисов и приложений, особенно когда дело касается взломов и утечки информации. Поэтому приходится принимать официальную версию сбоя.
По мнению Сергеева, дело может быть в системе хранения данных — это комплекс аппаратных и программных средств, который предназначен для хранения и обработки информации. "Судя по описанию сбоя, как раз эта “железка” вышла из строя. Для создания отказоустойчивой системы всё оборудование и все компоненты системы необходимо дублировать. В случае выхода из строя одного компонента вместо него начинает работать другой, причём зачастую в автоматическом режиме. Но, судя по всему, это не было сделано. Поэтому пришлось менять неисправное устройство и восстанавливать данные из резервной копии", — говорит он.
По косвенным признакам это действительно результат обновления системного ПО. В прошлом месяце была введена поминутная оплата парковки, для этого нужно было обновить все связанные с парковкой и транспортом системы. Судя по всему, всё сломалось, а откатить процесс обратно разработчики не могут. Поэтому всё "допиливается" на ходу. Из–за того, что система дорабатывается вживую, в режиме реального времени, происходит большое количество сбоев. Эта история уже длится не первый год. В 2021 году, к примеру, был сбой в работе сайта "Госуслуги Петербурга", тогда было невозможно записать детей в школы. Всякий раз, когда на сайт заходило большое количество людей, чтобы записать своих детей в нужные им учебные заведения, сервер перманентно падал. То есть это системная проблема.
Юрий Брюквин
генеральный директор "Рустелекома"
Систем платных парковок в мире и даже в России много. Некоторые более user friendly, некоторые менее. И нарекания в том или ином виде присутствуют везде. Где–то до сих пор платят монетами, и это считается нормой. В Вене ещё несколько лет назад можно было на заправке купить специальные талончики. Водитель пишет на нём время парковки и кладёт его под стекло авто, а проверяющие смотрят либо на наличие такого талона, либо на присутствие машины в электронной базе. Данные о перемещении транспорта также у нас доступны. Да, сайт "Организатора перевозок" не то чтобы очень удобный, но главное, что эта информация передаётся компаниям, которые могут с ней работать. И порядка в этом стало больше после проведения транспортной реформы. Когда у нас были маршрутки, они нигде не отражались, как мы помним.
Илья Резников
эксперт транспортного развития территорий ООО "Лабград"