ИИ и Big Data в бизнесе

Автор фото: Предоставлено Tele2

20 октября в ВШМ СПбГУ прошла конференция "Менеджмент будущего". Ключевой темой, вокруг которой шли активные дискуссии, был вопрос навигации бизнеса в мире перемен.

На экспертной дискуссии "Будущее отраслей в эпоху цифровой трансформации" разгорелись споры по самой, наверное, хайповой теме про искусственный интеллект. Представители банковского сектора и телекома поделились своим опытом и видением данной сферы. Спойлер — prompt–инжиниринг уже стал базовым навыком для специалистов практически всех профессий. Но это не точно.
ДАННЫЕ — ЦЕННЫЙ АКТИВ
Артемий Янкин, руководитель направления стратегических проектов и M&A Tele2, отметил, что задачи перед бизнесом стоят прежние, но в принятии стратегических решений крупные компании опираются на большие данные с использованием ИИ. Телеком активно растет в сегменте Big Data, обладая наибольшим объемом обезличенных данных. Действительно, 90% дата–трафика в Рунете сегодня идет через мобильные устройства, так что операторы обладают широким спектром информации.
Автор: Предоставлено Tele2
Артемий отметил, что оператор использует данные как для внутренних бизнес–процессов, так и для внешних клиентов. Например, с помощью туристической платформы клиенты оператора могут сами формировать необходимую аналитику по маршрутам передвижения населения и сотне других метрик, чтобы стратегически и тактически более взвешенно управлять своим бизнесом.
Если говорить об использовании Big Data и ИИ для внутренних целей, то, безусловно, у оператора есть и чат–боты, и голосовые помощники, которые уже давно стали необъемлемой частью сервиса большинства крупных компаний.
Здесь интересным примером выступает ритейл. Так, в розничной сети, благодаря внедрению речевой аналитики и видеомониторинга на основе искусственного интеллекта, продажи выросли на пять процентов. Это отличный результат в масштабах страны.
В ходе дискуссии Артемий отметил важность развития аналитики больших данных для формирования стратегии любой компании, а также умения обращаться с этими данными, где ИИ — перспективный инструмент. Так, например, знание стратегом Python в десятки раз ускоряет обработку аналитической задачи с нескольких недель до минут.
АУГМЕНТАЦИЯ С ИИ
Автор: Предоставлено Tele2
Стратег @Sber.AI Татьяна Александрина провела экскурс в отрасль искусственного интеллекта (ИИ). Оказывается, мировой рынок ИИ — это десятки триллионов долларов. А благодаря появлению генеративного искусственного интеллекта происходит удешевление многих сфер, например, создания контента. Если вы думали, что ИИ — научная фантастика, то, по мнению Татьяны, эти технологии критическая необходимость, а не вопрос выбора. Эксперт отметила, что есть слабый ИИ (рекомендательные системы, такси) и сильный ИИ (AGI практически на уровне мышления человека). И ключевая задача всех его видов — это автоматизация труда и аугментация ИИ, т.е. работа не вместо, а вместе с человеком. В результате ИИ становится co-pilot, умным помощником, который убирает рутину и больше времени остается на творчество.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И ЭТИКА ИИ
Автор: Предоставлено Tele2
Вадим Сабашный, генеральный директор ЛАНИТ–Терком считает, что ИИ не так уж и совершенен. Какие проблемы есть у этой технологии? Большие публичные языковые модели, а не модели риск-менеджмента, учатся в интернете. Они заблуждаются. Например, если спросить у ChatGPT, за сколько дней был создан мир? Ответ будет 7, а на самом деле 6. Ответ будет таким, потому что интернет изобилует подобными высказываниями. А если задать вопросы, на которые ИИ не знает ответа, часто он может дать несуществующий ответ и даже приаттачить несуществующую ссылку на первоисточник. И сейчас самая актуальная проблема — это альянс этики и ИИ. Удивительно, но факт: все ошибки, которое совершает человечество в интернете, повторяет нейросеть. Эксперт видит ключевой задачей создание экосистемы выверенных моделей, которым можно будет доверять.
ЗАБЕРЕТ ЛИ У НАС РАБОТУ ГЕНЕРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ?
Иван Иванов, начальник управления цифровизации внутренних процессов Альфа–Банка отметил, что первая статья про вычисления с помощью нейрофизики была опубликована в 1945 году, но до недавних пор такие модели могли выполнять только конкретные узкие задачи. Прорыв случился в 2017 году, когда инженер Google написал статью про генеративную модель. Модель–трансформер, которая может учиться на большом объеме данных и большому диапазону задач уже начала менять экономику и социальную жизнь.
Автор: Предоставлено Tele2
В этом году YandexGPT сдал ЕГЭ на 300 баллов, ChatGPT спокойно проходит адвокатский и медицинский тесты. Их магия в том, что они могут выполнять широкий спектр задач. И теперь люди разных профессий должны идти к генеративному интеллекту и пользоваться его возможностями.
Останемся ли мы без работы? Нет. Потому что хорошо поставить задачу написания программного кода ИИ сможет только тот, кто хорошо пишет код. Поэтому быть профессионалом все равно остается ценным.
Максим Арзуманян, старший преподаватель Кафедры информационных технологий в менеджменте, ВШМ СПбГУ отметил, что ответов на все вопросы, безусловно, сейчас никто не знает, но совершено точно сегодня время экспериментов. И компании, и люди находятся в поиске своего места и пытаются ответить на новые вызовы. ИИ становится базовой грамотностью для широкого ряда профессионалов, а навыки prompt-инжинирга появляются в запросах работодателей.