Полиция стала чаще проверять питейные заведения в центре Петербурга

Питейные заведения на улице Некрасова не боятся, что их постигнет судьба Думской. Честные предприниматели даже приветствуют полицейские рейды, так как они препятствуют маргинализации локаций, что помогает привлечь состоятельную публику.

Нынешний сентябрь ознаменовался очередной волной полицейских рейдов по петербургским барным улицам. Последний из них прошëл на минувших выходных. Полиция проверяла документы у посетителей нескольких баров, чтобы выяснить нет ли среди них несовершеннолетних. На этот раз правоохранители пришли на Некрасова и Жуковского, где проверяли не только питейные заведения, но и магазины.
В региональном главке МВД поясняли, что поводом для облав стало расследование незаконной продажи спиртного в одном из баров на Некрасова. Как установили полицейские, точка заработала на торговле такими напитками более 1 млн рублей, не имея лицензии. После этого было решено проверить соседние заведения. В ходе сентябрьских рейдов участники рейда изъяли 272 литра алкоголя, 92 из них оказались контрафактом. Были временно закрыты четыре бара, работавших без лицензии. Помимо этого среди персонала некоторых заведений выявлены семь нелегальных мигрантов.

Без вины виноватые

Событие укладывается в общую логику происходящего с барной сферой на протяжении всего 2023 года. В ситуации, когда плановые проверки бизнеса приостановлены, именно полицейские рейды стали основным средством контроля. Ранее, в июле, полиция приостановила работу бара "Департамент" на улице Ломоносова. По данным правоохранителей, там посетителей обманывали на значительные суммы. Показания потерпевших легли в основу уголовного дела о мошенничестве. В мае по аналогичному обвинению был задержан 34–летний владелец трёх баров в центре Петербурга.
Но самое громкое событие произошло, безусловно, в апреле, когда Следственный комитет и полиция провели масштабный рейд в барах на улицах Ломоносова и Думской в связи с уголовным делом по ч. 1 ст. 151 УК РФ ("Вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции"). В итоге большинство заведений оказались закрыты и стоят опечатанными до сих пор, хотя нарушения были выявлены далеко не в каждом из них. Звучали мнения о том, что знаменитый барный кластер необходимо превратить в культурно–гастрономическое пространство. Но эксперты сразу же полагали, что стоимость такого проекта окажется высока, а окупаемость не гарантирована.
В настоящий момент, по информации "ДП", несколько владельцев баров на Думской уже перевозят свои заведения в другие локации, а никакой конкретной информации о разработке концепции культурно–гастрономического пространства так и не появилось. Непонятно даже, есть ли инвесторы, которым это может быть потенциально интересно. Предприниматели этой ситуацией крайне недовольны.
"Честный бизнес, которого было достаточно много, почему–то приравняли к преступникам. Было несколько баров, которые работали совершенно легально, в том числе наши. Такое ощущение, что нас усиленно выживают с улицы и таким образом хотят реализовать свои коммерческие цели. От всех апелляционных жалоб в совершенно смешных формах отказываются во всех инстанциях. Как будто нам показывают — будет так, как хотят свыше", — поделился с "ДП" основатель бара "Эль Чапо" Глеб Докучаев.
Сейчас "Эль Чапо" на Думской стоит закрытым в числе остальных. "Всё это выглядит так, будто идёт передел территорий. У нас во всех барах есть алкогольная лицензия, мы продаём качественный алкоголь, нарушений нет", — подчёркивает он.

Нечестная конкуренция

Многие опасались, что такая ситуация может повториться и на других барных улицах, к которым помимо Думской и Ломоносова традиционно относят Рубинштейна, Некрасова и Жуковского. Однако ведущие там бизнес участники рынка отмечают, что к ним во время рейдов действительно заходили полицейские, чтобы проверить лицензию. Но, убедившись в её наличии, мирно уходили. Многие честные предприниматели поддерживают действия полиции: ведь работа баров, где продаётся нелегально некачественный алкоголь, негативно сказывается на репутации соседей.
"Представители силового блока не случайно приходят по конкретным адресам. Например, проверки проходили не на всей улице Некрасова. Если силовой блок будет подходить к массовому контролю ответственно (собирать оперативную информацию и выявлять круг объектов, по которым есть основания предполагать нарушения законодательства), а далее будет производится наблюдение, это поможет легальным заведениям развивать Петербург как барную столицу страны", — считает генеральный директор союза "Улица Рубинштейна" Максим Жуков.
В целом, по словам экспертов, наличие барных улиц в городе имеет большое значение с точки зрения туристической привлекательности. Это отдельный культурный пласт, который притягивает внимание как местных жителей, так и гостей. Изначально, по наблюдениям Максима Жукова, такие улицы развиваются как барные кластеры благодаря идее владельцев нескольких заведений. Они предлагают посетителю побывать в баре с интересной концепцией, попробовать блюда и напитки, которые встретишь не в каждом ресторане. Такие заведения получают известность у публики, трафик повышается, что приводит в кластер и других представителей индустрии. Однако есть проблема.
"Со временем в такие локации, особенно если они расположены в удобных для горожан местах, приходят дельцы, привыкшие работать без оглядки на законодательство. В результате честный бизнес начинает в плане выручки проигрывать тем, кто не платит налоги и продаёт алкоголь неизвестного происхождения. Такая ситуация в своё время произошла с Думской. На Рубинштейна, по моим оценкам, насчитывается 28 таких заведений", — объясняет Жуков.

Естественное преимущество

По данным консалтинговой компании NF Group, по итогам первого полугодия 2023 года в историческом центре Петербурга было открыто 50 кафе, баров и ресторанов, что сопоставимо с допандемийными показателями.
При этом Невский проспект остаётся абсолютным лидером по количеству открытий заведений общественного питания, но впервые за 4 года наблюдается сокращение разрыва между Невским проспектом и улицами Некрасова и Рубинштейна. Прослеживается чёткое разделение — на Невском в основном едят, на Рубинштейна — пьют и едят, на Некрасова в основном пьют.
Доля заведений общественного питания на улице Рубинштейна по итогам первого полугодия 2023 года составила 78%. Она не меняется последние 4 года. В свою очередь, в структуре улицы Некрасова начиная с 2021 года фиксируется постоянный прирост доли общественного питания и на первое полугодие 2023 года эта доля впервые превысила 50%. Эксперты NF Group в Санкт–Петербурге считают, что у неё есть естественное преимущество — она на полкилометра протяжённее улицы Рубинштейна, соответственно сосредоточила больше помещений. Доля пространств, которые заняты арендаторами категории общественного питания, на Рубинштейна почти достигла предела, в то время как на Некрасова ещё есть куда расширяться. В ближайшее время там ожидается открытие нового общественного пространства, в результате чего интерес к локации возрастёт ещё больше, считают эксперты.
Для местных жителей бары, наверное, приносят больше вреда, но в целом для города — история полезная. Это приносит определённые туристические потоки. Бары будут всегда, и пускай они лучше будут цивилизованными, разнообразными и современными, чем полулегальными, подвальными, с непонятно какими напитками. Поэтому мне кажется, что для города пользы, конечно, больше. Но есть определённые издержки, связанные с жителями барных улиц, которые в некоторой степени страдают от такого количества баров под окнами. Но их можно сравнить с жителями, чьи окна выходят на реки и каналы. Летом эти жильцы также вынуждены терпеть определённые неудобства, хотя прогулки на катерах с экскурсиями — визитная карточка города. Это Петербург, и по–другому быть просто не может. Более того, в городе, в том числе в барах, проходят авторские экскурсии, которые может вести любой человек, обладающий определёнными знаниями. "Гид" может водить людей своим маршрутом по улицам или барам. И мы в своё время выдвигали инициативу — введение в правовой оборот самого понятия "авторские экскурсии". Чтобы вести реестр и в случае чего осуществлять поддержку таких инициатив. Ужесточение регулирования не нужно. Надо лучше следить за исполнением действующих законов.
Денис Четырбок
председатель бюджетно–финансового комитета Законодательного собрания Санкт–Петербурга
Владельцы баров арендуют больше всего площадей на улицах Рубинштейна, Белинского, Жуковского, Некрасова и на Литейном проспекте. Стоит отметить, что некоторые улицы имеют уже многолетнюю барную историю. В большинстве случаев они сформировались благодаря высокому пешеходному трафику, удачной локации в центре и транспортной доступности. Мы отмечаем тренд, когда ресторанные и барные концепции стремятся уходить от стереотипов, поэтому открываются в неизвестных ранее локациях, где можно выгодно подчеркнуть атмосферность, камерность, индивидуальность проекта и при этом арендовать площади по низкой ставке. А уже потом эти локации начинают притягивать других арендаторов. Так, например, после открытия на Кирочной улице ресторана Birch эта локация стала развиваться в направлении общественного питания. Также сейчас активно заполняются ресторанами и барами маленькие улочки в центре Петербурга, в шаговой доступности друг от друга — Басков, Виленский, Ковенский переулки и улица Радищева. При этом популярные барные улицы (по примеру Рубинштейна) плохо влияют на привлекательность жилья там из–за шума, мусора и большого трафика в выходные и в вечернее время.
Анна Лапченко
руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт–Петербурге
Часто локации, где находятся заведения, со временем маргинализируются. Так произошло с Думской, Рубинштейна. Интеллигентная улица Некрасова держится из последних сил. Задача города — искать баланс интересов. Участники рынка надеются на гуманное решение проблемы. Помимо культурного и развлекательного аспекта заведения значимы и тем, что дают работу жителям города. Это кусочек локальной культуры. Ответственность же за исполнение требований закона лежит полностью на предпринимателях.
Андрей Лизунов
совладелец бара "Сидр и Ненси"
Любая рекреационная активность, прямо или косвенно задействующая разные аудитории, нуждается в согласовании. Мировой опыт барных столиц показывает, что риск конфликта интересов бизнеса и жителей высок. Значит, надо его упреждать. Само по себе наличие статуса барной столицы ничего не значит — всё зависит от того, какие бенефиты он несёт и какую цену за них придётся платить. Если это приносит городу деньги без повышения криминогенной ситуации и привлекает туристов желаемого профиля — отлично. Приток низкобюджетной аудитории чреват не только конфликтами в моменте, но и потерей туристов с более высоким средним чеком в перспективе.
Наталия Белякова
партнёр центра стратегического консалтинга, доцент НИУ ВШЭ Санкт–Петербург
Авторы материала — Дарья Дмитриева, Павел Никифоров, Алина Кизьякова, Екатерина Рязанова