Страховщики заработали на туристах на фоне провала по ДМС

Автор фото: Vostock-photo

По итогам 2022 года и I квартала 2023-го самым убыточным направлением для страховых компаний стал сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС).

Однако эксперты уверены в неизбежном восстановлении рынка. Ведь полисы ДМС — одно из наиболее мощных конкурентных преимуществ при найме сотрудников.

Полный провал

Оценить ситуацию в полной мере эксперты пока не могут, поскольку на сегодняшний день есть только показатели Центробанка за 2022 год и I квартал 2023–го. "Апеллируя к этим данным, можно сказать, что петербургский рынок продемонстрировал довольно серьёзное падение. По России он тоже просел, но гораздо меньше, чем в нашем городе", — комментирует Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой компании "Капитал–полис".
Действительно, если говорить о российском рынке в целом, то ДМС сотрудников предприятий показало существенное падение: сборы снизились на 26,6% — с 79 млрд до 58 млрд рублей. Ситуация по Петербургу выглядит ещё более печальной: общие сборы по ДМС упали на 39% — с 30,5 млрд до 18,7 млрд рублей.
По мнению Татьяны Никифорович, вице–президента по развитию бизнеса компании "Ренессанс страхование", основной причиной подобного падения рынка стало снижение числа застрахованных по полисам добровольного медицинского страхования. "Частично это связано с уходом западных компаний, которые всегда активно интересовались качественным ДМС, частично — с уменьшением количества трудовых мигрантов и с релокацией. Также кризис подтолкнул ряд компаний сокращать расходы и откреплять сотрудников от соцпакета", — поясняет Татьяна Никифорович.
При этом, как рассказал Игорь Лаппи, генеральный директор "Совкомбанк Страхование", полисы добровольного медицинского страхования для физических лиц традиционно не пользуются популярностью, и в 95% случаев ДМС оформляется в рамках корпоративных программ. "В первую очередь это происходит потому, что средняя розничная стоимость полиса, в зависимости от наполнения, довольно высока и колеблется в диапазоне от 40 тыс. до 100 тыс. рублей", — полагает Игорь Лаппи.
"Добровольное медицинское страхование остаётся в основном ориентированным на корпоративных клиентов, — подтверждает Татьяна Никифорович. — По данным Центрального банка за I квартал, 64,6% сборов по ДМС приходится на корпоративное страхование сотрудников предприятий. Это в 5 раз больше, чем доля полисов ДМС, приобретаемых физлицами". По словам эксперта, по большей части это сборы по добровольному медицинскому страхованию детей до года и трудовых мигрантов.
Однако и они упали. "Не столь критично, как по другим направлениям, — примерно на 10%", — подсчитала Юлия Тарасова, руководитель медицинской практики компании "Независимые Страховые Консультанты".

Неожиданный взлёт

В то же время на фоне снижения объёмов корпоративного страхования и страхования частных лиц резко взлетела вверх доля страхования путешественников. По словам Юлии Тарасовой, сборы по страховкам выезжающих за рубеж и страховкам с лечением за рубежом выросли практически на 1200%. "У нас нет возможности увидеть статистику конкретно по выезжающим за рубеж (ВЗР), так как обычно страховые в показатель “ДМС за рубежом” включают и ВЗР, и международное медицинское страхование, и страхование критических заболеваний с лечением за рубежом, но мы точно знаем, что ВЗР там больше всего, поэтому смело говорим о его росте", — комментирует Юлия Тарасова.
Тем не менее, по характеристике Игоря Лаппи, рынок выезжающих за рубеж начиная с 2020 года находится в некотором колеблющемся состоянии. "Если оценивать его динамику в сравнении с допандемийным периодом, например с 2019 годом, то можно отметить значительное его снижение. В то же время по сравнению с ситуацией в 2020–2021 годах сегодня, напротив, наблюдается рост продаж. Если же посмотреть на рынок ВЗР в 2022 году, то на его протяжении мы наблюдали разнонаправленные тенденции — как падение продаж в первой половине года, так и резкое увеличение спроса в IV квартале 2022–го. В 2023 году происходит постепенная адаптация к новой реальности — радикальная смена направлений поездок в сторону Востока, Юго–Восточной Азии, стран ближнего зарубежья".
Эксперты не уверены, что рост, который наблюдался в сегменте страхования выезжающих за пределы России в конце 2022 года, продолжится в дальнейшем. "Как правило, страхование выезжающих за рубеж является бонусом для сотрудников, которые застрахованы по корпоративному ДМС, — рассказывает Анна Васильева, директор Северо–Западного филиала страхового консультанта АСТ. — В 2022 году увеличилось число длительных поездок, связанных с временной сменой пребывания в других странах. Данное событие привело к увеличению выплат и к пересмотру политики ВЗР у ряда участников страхового рынка, например к сокращению количества дней пребывания за рубежом по полису ВЗР. Не все страховые компании готовы подтверждать ВЗР в качестве бонуса для сотрудников и их родственников. Также по рынку Петербурга мы фиксируем снижение интереса к релокационным программам — страховым программам российских страховщиков для сотрудников российских компаний в других странах — таких как Казахстан, Грузия, Армения, Кипр и пр.

Туманные перспективы

Эксперты признаются, что делать точные прогнозы относительно перспектив рынка, даже на самый ближайший период, сегодня очень затруднительно. Год был не самым удачным, и если 2022 год закончился хоть и небольшим, но ростом — в пределах 10%, — то, по предположению Алексея Кузнецова, итоги 2023 года многих разочаруют. "Скорее всего, рынок уйдёт в минус — на 5–10%, в самом лучшем варианте показатели останутся на уровне прошлого года", — считает Алексей Кузнецов.
Однако, по признанию эксперта, существуют факторы, которые вселяют надежду на то, что в ближайшее время рынок будет более активным.
"Безусловно, ситуация сейчас напряжённая, — признаёт Алексей Кузнецов. — Мы видим, что, с одной стороны, на понижение рынка работает экономическая и политическая ситуация, а также общая тревожность. С другой стороны, в какой–то степени нам помогает ситуация на рынке труда, когда работодатели постоянно конкурируют за рабочую силу, за кадровые ресурсы. Это вынуждает их увеличивать социальный пакет для сотрудников, поскольку добровольное медицинское страхование является одним из самых больших и эффективных инструментов социальной политики работодателя".
Анна Васильева подтверждает, что наполнение программ стало для компаний реальной отстройкой от конкурентов.
"Мы видим рост запросов на отраслевой анализ рынка при продлении договоров по полисам ДМС. Компании начали активно интересоваться тем, как устроено страхование персонала у отрасли в целом", — отмечает Анна Васильева.
В частности, работодатели внимательно изучают возможные способы экономии в сегменте ДМС и всё чаще выбирают добровольное медицинское страхование с франшизой, когда застрахованный из собственного кармана доплачивает за услугу в клинике.
"С начала этого года число полисов ДМС с франшизами увеличилось почти на 9%. И это при том, что база уже была достаточно высокой, поскольку в прошлом году такие программы показали рост на 22%", — рассказывает Татьяна Никифорович.
По её словам, частым требованием корпоративных клиентов является сохранение стоимости ДМС на следующий год или минимальное увеличение стоимости программы. Поэтому, с учётом роста расценок клиник, введение франшизы позволяет сдержать для них рост стоимости ДМС.
По мнению Игоря Лаппи, также высока вероятность того, что популярными станут корпоративные программы ДМС, в которых оплата медицинских услуг будет производиться на паритетной основе (50% — работодатель, 50% — сотрудник) либо же на условиях софинансирования, где работодатель будет оплачивать не более 70% стоимости медицинских услуг.