Вакансии в сфере образования стали более востребованы у соискателей. Однако зарплаты преподавателей растут куда менее активно.
Накануне очередного учебного года на рынке труда предсказуемо вырос спрос на преподавателей и учителей. Такая тенденция характерна как для Петербурга, так и для страны в целом.
На hh.ru по России за последний месяц было размещено более 21 тыс. вакансий в сфере образования. Это на 8% больше, чем ещё месяц назад, и на 11% больше, чем год назад в это же время. В Петербурге тоже есть рост, и даже более выраженный: более 2 тыс. вакансий для учителей, воспитателей и преподавателей за месяц. Это на 9% больше, чем месяцем ранее, и на 41% больше, чем в прошлом году летом. Высокий спрос на учителей фиксируют и в "Авито Работе" — по данным аналитиков сервиса, в городе на Неве за первое полугодие количество вакансий выросло почти в 1,5 раза год к году.
Фрилансеры проснулись
Больше всего вакансий для педагогов и преподавателей в Петербурге размещают частные школы, лицеи и детские сады (89%). "Аналитика показывает, что проще всего учителям в Северной столице сейчас найти работу или подработку на различных образовательных курсах и платформах, когда нужно либо готовить, собирать и читать онлайн–лекции, либо помогать в их организации. Также есть масса проектов, связанных с подготовкой к экзаменам и написанием научных работ", — поделилась руководитель пресс–службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова.
Соискатели тоже не сидят на месте: петербуржцы, претендующие на места преподавателей и учителей, разместили и обновили за последний месяц чуть более 15 тыс. резюме, что на 3% больше, чем месяцем ранее. В среднем на одно рабочее место в образовательной сфере города могут претендовать более семи человек. В hh.ru такой уровень конкуренции называют адекватным, хотя год назад он был выше: летом 2022 года на одну вакансию откликались в среднем 11 человек. По мнению Марии Бузуновой, снижению конкуренции способствует в первую очередь рост числа вакансий и спроса на преподавателей со стороны работодателей. Сказывается и не слишком активный прирост соискателей на рынке.
"Это не значит, что соискатели с педагогическим образованием уходят из профессии. Такая тенденция скорее говорит о том, что в Петербурге открывается намного больше образовательных программ и учреждений, а потому требуется больше работников", — поясняет она.
Этим летом работодатели в сфере образования видят прирост качественных резюме, которого не наблюдалось в предыдущие несколько лет. По словам генерального директора образовательного агентства AcademConsult Ирины Следьевой, если в 2020–2022 годах подобрать сильного кандидата было непростой задачей, то сейчас хороших резюме хватает.
“
"Оказалось, что многие хотят сменить работу. Также преподаватели и переводчики, кто был на фрилансе, по–видимому, почувствовали, что дохода, который они получают, им не хватает. Поэтому ищут постоянную занятость по трудовому контракту. В том числе мы видим отклики и от специалистов, находящихся за границей, которые или думают вернуться в Россию, или готовы дистанционно трудиться на российского работодателя. Это, кстати, может говорить о том, что специалисты гуманитарных областей затрудняются с поиском работы с хорошим доходом за рубежом", — поделилась Ирина Следьева.
По её словам, в первую очередь сейчас на вакансии откликаются преподаватели иностранных языков, а также математики. Среди соискателей оказываются и те, кто раньше предпочитал зарабатывать репетиторством. У тех, кто готовит школьников к выпускным экзаменам, самая сильная загрузка во второй половине академического года. Летом и осенью работы меньше, а деньги нужны всегда.
Престиж без денег
Эксперты отмечают, что преподавателям, чтобы стать специалистом, нужно проработать по специальности не меньше 3 лет, а чтобы стать профессионалом — не меньше пяти. Причём учиться, осваивать новые технологии, а не просто ходить на работу.
"Образовательная сфера меняется, это заметно в технологиях, в цифровизации, смене поколений, мышления. Людей, которые могут быстро адаптироваться в условиях турбулентности общества, в принципе не так много, а мастеров своего дела, любящих профессию, — тем более. Поэтому дефицит “средних” специалистов не ощущается, а людей, горящих своей работой, не так много", — рассказала доцент кафедры корпоративной культуры факультета менеджмента университета "Синергия" Анна Шавырина. По её словам, соискательская активность со стороны учителей всегда была высокой: несмотря на социальные изменения в обществе, профессия остаётся престижной, уважаемой. Особенно это касается преподавателей вузов.
При этом потребность в сотрудниках, по данным hh, пока почти не повлияла на зарплаты. Рост с начала года составил всего 794 рубля. Год к году рост чуть более значителен: +1865 рублей. Между тем, если сравнить с уровнем средней зарплаты в городе, можно увидеть, что доход преподавателя отстаёт на 13,8 рубля.
В "Авито Работе" рассказали, что фиксируют более выразительную динамику зарплат. В июле прирост год к году составил 25%. Исходя из опубликованных на "Авито" вакансий видно, что петербургским учителям в среднем предлагают 60 571 рубль в месяц, что значительно больше, чем в других крупных городах России, за исключением Москвы.
Если говорить о преподавателях высших учебных заведений, то желание получать больше денег за прежний объём работы будет всегда. Однако работодатели также видят заинтересованность в хорошем психологическом климате коллектива, интересных проектах, возможности работать в статусном заведении, рассуждает Анна Шавырина.
Нейросети и студенты
Диджитализация и развитие технологий в сфере образования дают специалистам больше возможностей для реализации своего потенциала, уверен управляющий директор "Авито Работы" Артём Кумпель.
"Онлайн–школы и специальные курсы выступают хорошей альтернативой полной или неполной занятости для учителей, которые неплохо разбираются в современных технологиях. А для самых передовых преподавателей есть предложения по обучению искусственного интеллекта. Многие корпорации ищут преподавателей по математике, истории, русскому языку и другим предметам для обучения нейросетей", — рассказал он.
В конце июля вступил в силу закон, согласно которому студенты старших курсов училищ и колледжей смогут преподавать в детских садах и начальной школе, а также вести детские кружки. Студенты старших курсов вузов получили возможность занимать должности учебно–вспомогательного персонала и работников сферы научного обслуживания в университетах и научных организациях. Это может стать одной из мер, помогающих победить кадровый дефицит в образовательной сфере.