Доллары и евро перестали казаться надёжным вариантом сохранения сбережений

Автор фото: Ермохин Сергей
Всю минувшую неделю валюты недружественных стран вели себя совершенно неприлично по отношению к российскому рублю. Доллар США подорожал с 90,97 до 93,78 рубля и, похоже, не намерен останавливаться. Евро следует за своим старшим братом, увеличившись с 99,95 до 103,53 рубля. И ведь это только официальный курс ЦБ РФ: в обменниках или онлайн–банках валюта стоит значительно дороже.
Впрочем, колебания курсов сейчас воспринимаются уже не так остро, как, например, зимой 2014 года или в марте 2022–го. Граждане не выстраиваются в очереди у обменников в надежде заработать солидные проценты на перепродаже иностранных денег. И тому есть объяснение.
В начале июня, когда нынешний рост только намечался (евро тогда стоил 86,5 рубля, доллар — 80,99), власти и финансовые аналитики убеждали граждан, что ситуация временная, во всём виноват ажиотажный спрос и отсутствие валюты у экспортёров, пара–тройка недель — и всё восстановится. Рефреном звучали слова, что в апреле нынешнего года события развивались по схожей схеме. За неделю второго месяца весны курс доллара вырос с 77 до 82 рублей, а перед майскими праздниками откатился до 76,8 рубля. Те, кто попытался заработать на том скачке, в итоге потеряли на комиссиях.
Но летнее ралли доллара затянулось. Говорить, что люди проспали возможность неплохо заработать, неправильно. Валютный рынок сейчас совсем не такой, как год назад. Риски проведения операций на нём, особенно для непрофессионалов, несопоставимы с теми, что существовали, скажем, в 2021 году. Не так давно многие эксперты серьёзно обсуждали вопрос о запрете хождения в стране денег недружественных стран. А в марте 2022–го это практически случилось — ЦБ тогда ввёл серьёзные ограничения на валютные операции, стало невозможно не только купить, но даже и снять со счёта свои кровные.
То есть сам инструмент — покупка долларов или евро — уже давно не кажется таким надёжным вариантом сохранения сбережений, как раньше. Мир становится сложнее, но способов инвестирования и приумножения — больше.
Другое дело, что пресловутая "валютная составляющая", несмотря на десятилетний процесс импортозамещения, всё ещё влияет на ценообразование. И не только высокотехнологичных товаров, но и повседневного спроса: дорожающий доллар по–прежнему тянет за собой вверх цены.