Вода — хотя и возобновляемый, но ограниченный ресурс. Её использование во многом аналогично добыче полезных ископаемых. Как пользоваться водными объектами, чтобы не нажить неприятностей.
Согласно Водному кодексу (федеральный закон № 74–ФЗ), водный объект — это "природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима". Определение довольно расплывчатое, так как большую лужу, которая ежегодно появляется весной после таяния снега и потом не высыхает целый месяц, кто–то тоже может посчитать водным объектом.
Очевидно, что при наличии спорных трактовок должен существовать механизм, отделяющий водные объекты от тех, которые таковыми не являются. Таким механизмом является процедура занесения рек и озёр в водный реестр. Однако при наличии на территории РФ порядка 2,5 млн рек с ручьями и 2 млн озёр по факту в реестр попадают далеко не все объекты. Крупные водотоки и водоёмы там, естественно, присутствуют, а остальные часто находятся в зоне юридической неопределённости. При возникновении спорной ситуации вопрос о статусе водного объекта решается через суд. При этом судебная практика очень разнообразна.
В одних случаях отсутствие ручья или пруда в реестре считается основанием для заключения, что к водным объектам они не относятся и, соответственно, ограничения, накладываемые Водным кодексом, не действуют.
В других случаях суд считает необходимым для принятия решения проведение гидрологической экспертизы, которая определит: является ли, скажем, ручей на поле, которое планируют отдать под коттеджную застройку, водным объектом или нет.
Существуют прецеденты, когда юридический статус отсутствует даже у довольно знаковых водных объектов. Например, Кондакопшинское болото, являющееся истоком текущей через исторические парки города Пушкина реки Кузьминки и, как следствие, во многом определяющее гидрологический режим на территории объекта, включённого в список ЮНЕСКО, было признано Невско–Ладожским бассейновым водным управлением в качестве водного объекта только в 2014 году. Причём решение это было утверждено лишь благодаря активности граждан, которые указывали на недопустимость застройки указанного болота жилыми кварталами.
Фактор размера
Как для наличия статуса водного объекта, так и для определения налагаемых ограничений одним из определяющих факторов являются размеры: площадь водоёма и длина водотока.
В Водном кодексе установлены такие понятия, как прибрежно–защитная и водоохранная полосы, которые в зависимости от длины реки, крутизны берегового склона, площади водоёма и наличия мест нереста ценных пород рыб имеют разную ширину. Например, у ручья длиной менее 10 км водоохранная зона — 5 м, при длине реки от 10 до 50 км водоохранная зона уже 100 м, а при длине водотока более 50 км — соответственно 200 м.
Почему важно знать ширину водоохранной зоны? Потому что взятый под хозяйственное использование земельный участок может полностью или частично попадать в границы территории с особым правовым статусом, что налагает на него некоторые ограничения. Рядом с водными объектами запрещено использовать сточные воды для удобрения почвы, ставить машину вне специально оборудованных мест, хранить вещества, способные оказать негативное влияние на водный объект. Полный список ограничений указан в ст. 65 Водного кодекса. При этом самостоятельно определять ширину водоохранной зоны не следует, так как в ряде случаев урез воды, от которого начинается отсчёт заповедных метров, величина изменчивая: он меняется как в течение года, так и в динамике многолетних изменений. Лучше заручиться официальным документом, направив запрос в Невско–Ладожское бассейновое управление.
Человек с ведром
Под понятием "пользование водным объектом" следует понимать целый ряд самых разнообразных способов их хозяйственной эксплуатации, в том числе сооружение пирса. Логика тут простая: пирс занимает часть акватории, следовательно, ею пользуются. И если владелец земельного участка берёт его в аренду, чтобы возвести на нём дом или гараж, то акватория — это точно такой же принадлежащий государству площадной ресурс.
Пользованием водным объектом является в том числе забор воды из него для полива огорода. За это наказывают нечасто, но прецеденты с садоводами в Ленинградской области были. Тут стоит обратить внимание на то, что убедительно доказать факт подобного использования легко, только если инспектор зафиксирует насос в реке, передающий через шланг воду на земельный участок. Человека с вёдрами никто преследовать не станет. Хотя, разумеется, в законе это не прописано.
Направить обращение
Сами по себе возведение пирса и забор воды на полив преступлением не являются, это деяния, которые необходимо правильно оформить, получив разрешение на пользование водным объектом. Порядок принятия решения по данному вопросу прописан в ст. 23 Водного кодекса, где указано, что для получения документа можно обратиться в профильный орган государственной власти либо в МФЦ, которые направят документы в надлежащий орган, так как в зависимости от масштаба водного объекта и его локации обращение необходимо адресовать в разные органы государственной власти.
О преступлении и наказании
Лицо, которое самовольно возвело пирс, привлекается к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ. Штраф на физическое лицо по этой статье составляет от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. В том случае, если разрешительные документы на сооружение не будут получены, оно может быть снесено. Стоит отметить, что далеко не всегда есть возможность юридически доказать возведение пирса конкретным лицом, даже если он стоит напротив чьего–то дома. В таком случае, поскольку прибрежная территория находится, скорее всего, в муниципальной собственности, сносом признанного бесхозным пирса придётся заниматься администрации.
Нарушение правил водопользования при заборе воды или сбросе сточных вод квалифицируется по ст. 8.14 КоАП РФ и влечёт наложение штрафа на физическое лицо в размере от 500 до 1000 рублей. Соответственно, желающих оформлять договор водопользования гораздо меньше, чем тех, кто предпочитает действовать на авось, особенно учитывая, что данная статья применяется достаточно редко. Как правило, инспектор появляется для принятия мер только в случае жалоб от соседей. Вот только, как показывает практика, дачные конфликты часто заканчиваются тем, что страдают обе выясняющие отношения стороны. Инспектор, заслушав заявителя и осмотрев территорию его недруга, частенько находит какое–либо нарушение и у заявителя тоже. Так что дружно жить с соседями выгодно не только для нервной системы, но и для кармана.