Петербургские дороги очистят от ГУПов

Автор фото: Сергей Ермохин

"Снежная реформа" продолжается летом. Смольный начинает реорганизацию дорожных ГУПов в бюджетные учреждения по московскому образцу.

Проект соответствующего постановления городского правительства поступил на антикоррупционную экспертизу 6 июня. Государственные унитарные предприятия "Центр", "Путь", "Курортное" и "Петродворцовое" реорганизуют в четыре государственных бюджетных учреждения (ГБУ) — Центральное, Юго–Западное, Северо–Западное и Юго–Восточное управление региональных дорог и благоустройства соответственно.
Также постановление корректирует сферу деятельности подведомственного Комблагу СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства". Из его зоны ответственности выведут материально–техническое обеспечение деятельности по содержанию автодорог (включая уборку), остановок, пешеходных зон, оставив за центром в основном обязанности по содержанию зелёных зон. К слову, в чью сторону перераспределяются полномочия учреждения в части дорог, в тексте проекта чётко не определено, но общий контроль над сферой всё равно остаётся за Комблагом.
Ведомству после принятия постановления отводится 2 месяца на предоставление необходимых документов в комитет имущественных отношений, который затем за 3 месяца должен осуществить реорганизацию ГУПов в ГБУ. Таким образом, завершится процесс где–то к концу года, когда на улицах уже, скорее всего, будет лежать снег.
В январе 2023–го стартовала "снежная реформа", и чистка внутриквартальных территорий стала передаваться от подрядчиков к районным жилищным агентствам, реорганизованным в казённые учреждения. Переход дорожных предприятий под прямой государственный контроль является вторым этапом трансформации системы уборки города. Похожая структура выстроена в Москве — все дороги столицы содержит единое ГБУ "Автомобильные дороги".
На необходимости реорганизовать городские дорожные предприятия настаивала Контрольно–счётная палата после проверок 2021 года. Тогда аудиторы зафиксировали многочисленные нарушения, в том числе неэффективное распоряжение техникой и закупки машин и топлива по завышенным ценам.
Ключевым выигрышем должно стать "выпрямление" финансирования. Сейчас город ежегодно разыгрывает между ГУПами миллиардные контракты на содержание дорог в каждом районе. После превращения предприятий в бюджетные учреждения необходимость в проведении конкурсов должна отпасть, а существующим частным игрокам, судя по всему, придётся бороться за субподряды у новых управлений.
В данном случае смена организационно–правовой формы является скорее юридической тонкостью, нужной, чтобы привести к какому–то порядку денежные потоки, в том числе для закупок техники, полагает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Петербурге Алла Бредец. В то же время качество чистки дорог смена аббревиатур вряд ли поможет улучшить.
"Регламенты уборки у нас не меняются. Останется, наверное, и руководство, которое там сейчас работает, просто появится другая вывеска. Поэтому сильно, я думаю, ничего не изменится", — считает эксперт.
В Комблаге сообщили, что реорганизация предприятий приведёт к повышению эффективности содержания дорог. Ресурсы ГБУ позволят качественно выполнять свои функции, привлекая по договорам малый и средний бизнес только в пиковые ситуации. В итоге система станет более гибкой, а городской бюджет сможет экономить средства за счёт отсутствия необходимости выплачивать учреждениями налог на прибыль, добавили в комитете.