Границы ключ: с кого спросить и чем ответить на новые угрозы для России

Автор фото: Вячеслав Гладков, соцсети
День пограничника, Белгородская область, 29 мая.

Людям критически не хватает информации о том, что происходит и как реагировать. Об этом говорят аналитики, с которыми "ДП" обсудил атаки на российскую территорию, начиная с непрерывных обстрелов Белгородской области, повлекших множество болезненных вопросов во всей России.

После атаки диверсантов на Белгородскую область Дмитрий Песков назвал вопросы к Министерству обороны "нормальной ситуацией". Минобороны, в свою очередь, пообещало жёсткий и оперативный ответ в случае последующих диверсий. Белгородщину продолжают обстреливать, ракеты полетели на Киев.

Что могут губернаторы

Безопасность и губернаторы, работа силовых структур и работа главы региона, — это две разные вещи, объясняет директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
"Претензий к губернаторскому корпусу нет и быть не может, это не их компетенция, — говорит Солонников. — Как работает КПП, сколько там пограничников, чем они вооружены, как въезжают и выезжают БТР, куда должны выдвигаться какие группы войск — это не их сфера. Нельзя же губернаторам передавать полномочия по охране границы, это гражданские лица. Нужно чётко разделять, что делают военные, а что гражданские".
Работу своего губернатора жители Белгородской области, судя по комментариям в его соцсетях, оценивают высоко, отмечая, что он действительно пытается сделать всё возможное и работает на износ. В ситуации с Белгородской областью гражданские лица вели себя грамотно, подтверждает эксперт, и к губернатору Гладкову нет никаких неприятных вопросов. Вопросы вызывает другое.
Киев не скрывает своих намерений продолжать обстрелы, поэтому очень важной становится работа с обеспечением информационной защиты и безопасности. По данным Института социального маркетинга, половина россиян постоянно следят за новостями об СВО. И столько же встречают много сообщений в СМИ и интернете в последние недели о планируемом контрнаступлении ВСУ.
Поэтому стратегия ответа на вызов должна быть долгосрочной. Возможно, предлагает Солонников, взять за основу опыт Великой Отечественной войны, когда, с одной стороны, решения концентрировались в ставке Верховного главнокомандующего, а с другой — шла работа гражданских и военных структур на прифронтовой территории.
Губернатор Белгородской области в городе Шебекино после обстрела
Автор: Вячеслав Гладков, соцсети
Значение имеет создание структуры и конкретных инструментов для своевременной, молниеносной реакции местных властей, которые обладали бы в том числе центрами военно-спортивной подготовки, открывающимися сейчас в Белгороде. Политолог, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Ольга Дегтярёва убеждена: такие центры должны возникнуть сейчас во всех областях РФ.
Они необходимы не только с точки зрения подготовки местного населения, но и в плане обустройства пунктов временного размещения, которые должны появиться во всех населённых пунктах России.
"По итогу подобной деятельности можно будет взыскивать с губернаторов, что конкретно они сделали, — полагает эксперт. — Гладков действует прекрасно, информирует население лучше, чем многие пресс-службы, которые должны давать ответную реакцию. Из-за её отсутствия рождается дезинформация, кривотолки, буквально истерики некоторых военкоров, которые бьют в набат, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию".
Эксперт рассказала, как неоднократно была в Грайвороне и видела границу, где "шлагбаум поднимается по верёвочке". Всех знакомых Дегтярёвой сейчас эвакуировали в Белгород. Общество испытывает колоссальный стресс, многие хотят вернуться в свои дома, но не могут: перед лицом террористической угрозы у них нет возможности защищать себя.
"Первый вопрос, который стоит на сегодняшний день, — это создание территориальных ополчений из местного населения", — полагает Дегтярёва.
Такие ополчения нужно обучать, обязательно регламентируя выдачу оружия — например, только на время службы. Губернатор Гладков уже сообщал, что местные власти готовы предоставить оружие бойцам территориальной обороны, однако это не позволяют сделать нормы действующего законодательства. Он не исключил, что вопрос с выдачей оружия может решиться в ближайшее время.
Во время активной фазы нападения ДРГ Гладков обратился с особой просьбой к охотникам и всем, у кого есть разрешение на оружие (а это 40 тыс. жителей Белгородщины), не выходить на бой с диверсантами: в том числе чтобы случайно не попасть по своим (форма у всех камуфляжная). Кроме того, необходима специальная подготовка, одного наличия оружия мало.
Его идею поддержал и глава Курской области Роман Старовойт, который заявил, что добровольцам следует разрешить использовать оружие для участия в контртеррористических операциях, во время учебных стрельб или при введении военного положения. В Курской области дружинники, как и в Белгородской, получили экипировку и заранее прошли подготовку, готовятся с помощью профессиональных инструкторов.
29 мая стало известно, что добровольные народные дружины, сформированные в Курской области для помощи правоохранителям в патрулировании территорий, охране критической инфраструктуры, перешли на круглосуточное дежурство в приграничных районах до особого распоряжения.

Как сделать, чтобы люди верили

Во всей подобной работе критически важно предотвращать дезинформацию и панику среди населения, которые идут от отсутствия достоверных сведений, когда люди вынуждены домысливать, восполняя пробелы.
"Нужно объективно и честно рассказывать правду, — призывает Дмитрий Солонников. — К сожалению, большая проблема — это попытка всех ведомств показать информацию в гораздо лучшем виде, чем она есть на самом деле. Бравурно-позитивная информация чаще всего не соответствует тому, что люди видят вокруг себя. Поэтому к официальной информации возникает серьёзное недоверие".
Задача государства — обеспечить людям доступ к объективной информации, в соответствии с которой они будут принимать решения, от который порой зависят их жизнь и безопасность. По мнению Солонникова, способы повысить доверие к официальной информации не так уж сложны. Для этого достаточно просто говорить то, что есть. Если где-то прокололись — честно признать свою ошибку, пообещать найти виновных, причём действительно их найти и наказать. У такой правды есть ещё один позитивный эффект: когда люди привыкают не доверять, они не доверяют и рассказам о настоящих достижениях, которые действительно существуют.
По новым данным, три четверти жителей России нуждаются в идее, которая бы объединяла их. Учитывая, что население страны имеет разные взгляды: есть и лоялисты, и люди с ярко выраженной патриотической линией, порой настроенные весьма радикально, и прогрессисты, и прозападники, и социалисты…
По мнению Дегтярёвой, центральной власти сложно объединить такое разобщённое население, для этого нужна конкретная цель, и она должна быть прозрачной и понятной.